Akson-med-med.ru

Аксон Мед Мед
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины снижения слуха и методы выявления

Причины снижения слуха и методы выявления

Предлагаем Вашему вниманию серию статей о слухе, его функционировании и нарушениях, а также о современных возможностях его коррекции и новейших технологиях слухопротезирования.

Начинаем публикацию статей, посвященных проблемам нарушения слуха, а также возможным способам помощи людям, страдающим различными видами заболеваний органа слуха. В последнее время в результате развития медицины, науки и техники появилось много новых возможностей для более раннего выявления этих нарушений и лучшей их коррекции. Цель публикаций — помочь людям с нарушенным слухом ориентироваться в мире современных технологий, разъяснить некоторые понятия и термины, принятые среди специалистов, занимающихся заболеваниями органа слуха.

В этой статье рассматривается механизм работы органа слуха, а также возможные причины снижения слуха и методы выявления этих причин.

Что такое слух?

Ухо состоит из трех частей:

  • Наружное ухо, состоящее из ушной раковины и наружного слухового прохода
  • Среднее ухо, включающее барабанную перепонку и слуховые косточки
  • Внутреннее ухо, представленное улиткой — полой, спирально закрученной трубкой; она заполнена так называемыми жидкостями внутреннего уха и связана со слуховым нервом.

  1. Ушная раковина
  2. Барабанная перепонка
  3. Косточки среднего уха (молоточек, наковальня, стремечко)
  4. Улитка
  5. Слуховой нерв

Звуковые колебания представляют собой механические колебания молекул воздуха. Звуковые волны, подобно волнам в воде, возникают и распространяются в разные стороны от предмета, их вызвавшего — например, вращающихся лопастей вентилятора или динамика телевизора. Они улавливаются ушной раковиной. Ее сложная форма обеспечивает дополнительное усиление звуковых волн, особенно звуков речи. Через наружный слуховой проход звуки подаются на барабанную перепонку, расположенную в конце слухового прохода и отделяющую его от среднего уха.

Энергия звуковой волны вызывает механические колебания барабанной перепонки, которые передаются на подвижную систему косточек, находящихся в среднем ухе. Эта система состоит из молоточка, наковальни и стремечка, соединенного с улиткой внутреннего уха. Такая система рычагов нужна для усиления колебаний барабанной перепонки. Движения стремечка вызывают волнообразные колебания жидкости внутреннего уха.

Эти волны, в свою очередь, улавливаются так называемыми волосковыми клетками, расположенными вдоль всей длины улитки, и преобразуются в электрические импульсы. Далее эти электрические импульсы передаются по слуховому нерву в головной мозг. Таким образом, функцией внутреннего уха является преобразование механических колебаний в электрические, так как мозг может воспринимать только электрические сигналы.

Как мозг различает звуки? Слуховой нерв состоит из тысяч тончайших нервных волокон. Каждое волокно начинается от определенного участка улитки и передает определенную звуковую частоту. Низкочастотные звуки — например, шум машины или поезда, передаются по волокнам, исходящим из верхушки улитки, а высокочастотные — например, щебет птиц, — по волокнам, связанным с ее основанием. Таким образом, различные звуки вызывают электрическое возбуждение различных волокон в составе слухового нерва. Именно эти различия способен воспринимать и интерпретировать мозг.

Но различать звуки — это еще не все. Надо понимать их смысл. Строение внутреннего уха само по себе способствует выделению значимых звуков из бесполезного шума. Мозг использует свою память и опыт для "осмысления" услышанного прямо в процессе восприятия звука. Так ребенок грудного возраста, используя весь свой небольшой опыт, способен узнавать голоса матери и отца и отличать их друг от друга, еще не понимая произносимых слов.

Методы диагностики нарушений слуха

Существуют следующие методы диагностики слуха:

  • Аудиометрия — наиболее простое и доступное исследование, с помощью которого оценивается величина снижения слуха. Используется тональная и речевая аудиометрия. При тональной аудиометрии каждая частота исследуется в отдельности при помощи звуков различной громкости. Обычно человек способен воспринимать звуки частотой от 20 до 20000 Гц. Для понимания речи достаточно слышать звуки в диапазоне от 200 до 6000 Гц. Речевая аудиометрия позволяет определить процент слов, которые может разобрать человек, при различной громкости их воспроизведения.
  • Импедансометрия (тимпанометрия) позволяет определить нарушения в среднем ухе. Этим методом оценивается подвижность барабанной перепонки и исключается наличие жидкости в среднем ухе.
  • Отоакустическая эмиссия позволяет оценить состояние волосковых клеток, то есть диагностирует функцию улитки внутреннего уха.
  • Регистрация вызванных электрических потенциалов головного мозга позволяет определить наличие поражений слухового нерва или головного мозга. Метод заключается в измерении электрической активности головного мозга в ответ на звуковые сигналы.

Последние три метода являются объективными и могут использоваться для диагностики нарушений слуха даже и у новорожденных детей.

Типы потери слуха

Снижение слуха на медицинском языке называется тугоухостью.

Тугоухость, вызываемая препятствиями на пути усиления звуков, называется кондуктивной. Она возникает:

  • на уровне наружного уха (серная пробка, пороки развития наружного уха);
  • на уровне среднего уха (отверстия и повреждения барабанной перепонки; повреждение слуховых косточек; отосклероз, нарушающий подвижность слуховых косточек).

Такая тугоухость обычно исправляется хирургическим путем. В редких случаях необходимо дополнительное назначение очень простого слухового аппарата — он должен просто усиливать звуки.

Тугоухость, связанная с нарушением преобразования механических колебаний в электрические импульсы, называется сенсоневральной. Для данного типа тугоухости характерно не только снижение звуковосприятия, но и его искажения. При этом

  • снижается болевой порог; звуки интенсивностью чуть громче порога слышимости становятся непереносимыми, тогда как для нормально слышащих людей болевой порог составляет около 100 дБ;
  • затрудняется восприятие речи на фоне шума.

Причинами сенсоневральной тугоухости являются:

  • неврит (опоясывающий лишай, эпидемический паротит и т. д.);
  • повышение давления жидкостей внутреннего уха (болезнь Меньера);
  • возрастное снижение слуха (пресбиакузис);
  • патология слухового нерва.

Сенсоневральную тугоухость нельзя излечить хирургическим путем. Электронные схемы назначаемых слуховых аппаратов должны быть более сложными для того чтобы скорректировать индивидуальные особенности слуха конкретного пациента, характерные для данного вида тугоухости.

Смешанная тугоухость представляет собой сочетание двух вышеупомянутых типов нарушения слуха, то есть комбинацию кондуктивной тугоухости с поражением внутреннего уха. Основные причины этого вида нарушения слуха:

  • инфицирование улитки при хроническом воспалении уха;
  • наслоение возрастных факторов на неоперированный отосклероз.

Таким больным следует назначать те же слуховые аппараты, что и при сенсоневральной тугоухости.

Редко встречающаяся полная глухота является результатом двустороннего разрушения воспринимающих звук клеток улитки, а иногда и слухового нерва. В таких случаях для восстановления слуха необходима электрическая стимуляция слухового нерва или слуховых центров мозга. При этом используются очень сложные устройства — кохлеарные или стволомозговые импланты. Путем операции внутрь костей черепа вставляют тончайший провод — электрод, и подают электрические импульсы сразу на слуховой нерв. Данный метод коррекции требует длительной и сложной реабилитации.

Снижение слуха в подавляющем большинстве случаев может быть компенсировано с помощью слухового аппарата. В следующих статьях мы подробно рассмотрим устройство и принципы работы слуховых аппаратов, их типы и показания к применению.

Сурдолог и сурдология

Каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал словосочетание «сурдоперевод» и далее в углу экрана видел человека, который с помощью знаков руками сопровождал новости, передачи, фильмы. Эти знаки люди с хорошим слухом не понимают, зато они помогают тем, кто слышит плохо или совсем не слышит.

Когда возникают проблемы с заболеваниями ушей, в первую очередь, нам помогает специалист широкого профиля – ЛОР или отоларинголог. Хорошо, когда результат лечения помогает и все проходит. Мы говорим – «спасибо» – и наслаждаемся звуками вокруг.

Если ЛОР решит, что у пациента что-то более серьезное, то он обязательно направит его к врачу-сурдологу.

Сурдология и отоларингология – это смежные науки, но сурдология является более узкоспециализированным направлением.

В некоторых случаях, при врожденном или приобретенном заболевании органов слуха, возможны серьезные нарушения, которые приводят к ухудшению слуха, тугоухости. В решении этих вопросов помогает специалист – сурдолог.

Сурдология – наука, занимающаяся:

  • человеческим слухом, его патологиями
  • исследованием глухоты, тугоухости
  • лечением нарушений слуха
  • диагностикой нарушения слуха и разработкой диагностических методов
  • профилактикой заболеваний, связанных с ухудшением слуха
  • реабилитацией нарушений слуха с использованием технических средств
  • слухопротезированием
  • аппаратами для слуха.
  • врожденной тугоухости, глухоты у детей
  • ухудшения слуха, тугоухости, потери слуха
  • когда неразборчиво слышатся слова при телефонном разговоре
  • при возникновении переспросить или необходимости напрягаться, чтобы лучше услышать своего собеседника
  • приходится увеличивать громкость теле-, радиоаппаратуры, чтобы лучше слышать
  • при осложнениях на слух после перенесенных инфекционных заболеваниях
  • после травмы в области ушной раковины, которая могла повлиять на ухудшение слуха.
Читать еще:  Что делать если болит ухо у ребенка? Рекомендации доктора Комаровского

Надо знать, что направить к сурдологу может как отоларинголог, так и терапевт.

При посещении врача-сурдолога обязательно происходит осмотр пациента, изучение истории заболевания, выяснение причин потери восприятия звуков.
Используются и дополнительные методы диагностических исследований, например, такие как тональная пороговая аудиометрия, акустическая импедансометрия, камертональные пробы, тимпанометрия, отоакустическая эмиссия, обычная и функциональная магнитно-резонансная томография.

Все исследования необходимы для определения состояния слуховой трубы и среднего уха, определения качества слуха.

При необходимости, в дополнение к аппаратным исследованиям, сурдолог может подключить отоларинголога и невролога. Так как возникновение заболеваний может быть связано с разными причинами.

Использование таких необходимых процедур дает возможность ставить верный диагноз и подбирать эффективные методики лечения.

Лечение, профилактика, методы коррекции снижения слуха подбираются индивидуально.

Если причина заболевания связана с другими органами, то врач назначает комплекс лечения, который воздействует на проблему с разных сторон.

В зависимости от состояния слуха, предлагается медикаментозное лечение или с помощью специального приспособления – цифрового слухового аппарата. Это индивидуальный прибор, разных производителей и модификаций. Сурдолог может помочь выбрать и настроить слуховой аппарат.

Кроме слухового аппарата, улучшить слух при очень серьезных заболеваниях, например, при глухоте на оба уха, поможет операционное вмешательство и установка кохлеарного имплантата, который выполняет функции рецепторов «ушной улитки». Это современная уникальная медицинская разработка, не имеющая ограничений по возрасту.

Так как ухудшение слуха может быть связано и с заболеваниями головного мозга, то для эффективного лечения может быть задействован специалист невролог.

Если почувствовали снижение слуха, давление, шум, боли в ушах следует обратиться к специалисту.

Также врач-сурдолог оказывает помощь и детям. Важно, чтобы родители вовремя заметили начало заболевания, так как ребенок не всегда может сказать о том, что у него болит.

Слух – это важная связь с миром, которую вам поможет восстановить или поддержать врач-сурдолог.

Береги слух смолоду

Береги слух смолоду

Слух является важной составляющей жизни человека, он необходим нам с самого рождения. Воспринимая речь, мы впервые слышим голос мамы и отличаем его от чужих людей. Слух информирует нас обо всех изменениях в окружающей обстановке, даже когда мы спим, мы не в состоянии его отключить.

Благодаря слуху человек способен обучаться, узнавать новую информацию и развиваться. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга. У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения.

Слух важен нам для защиты, он несет предупреждающую функцию. Звонок телефона или дверной звонок, сигнал будильника, свисток чайника — все это раздражители, представляющие собой сигнал определенного качества и интенсивности. Невозможность восприятия этих сигналов значительно затрудняет жизнь слабослышащему человеку. Человеческий организм бессознательно реагирует на внезапные громкие звуки, такие, как выстрел, удар грома, автомобильный гудок, шум автомобиля за спиной и скрежет шин. Эти звуковые сигналы вызывают реакцию испуга, и человек либо инстинктивно убегает, либо готовится к обороне. Но из-за потери слуха человек воспринимает громкие звуки по-другому: они кажутся ему гораздо тише, а потому теряют характер тревожного сигнала. Поэтому человек перестает правильно реагировать в тревожных ситуациях, что влечет за собой прямую угрозу для жизни.

Ухо, как и другие органы чувств, отвечает за стимуляцию коры головного мозга. Звук воздействуя на кору, стимулирует мышление и память, ведет к возрастанию живости, бодрости и творческих способностей человека. Потеря слуха уменьшает количество слуховых раздражителей, а вместе с ним и число стимулирующих импульсов.

Благодаря слуху, мы ориентируемся в пространстве. Умение с помощью слуха определять направление и удаленность источника звука играет для нас жизненно важную роль.

Слух также играет большую роль в общении и социальной адаптации. Человек должен понимать и быть понятым. Однако общение плохослышащих людей с нормально слышащими часто связано с трудностями. Из-за дефицита восприятия глухому человеку трудно развить в себе умение ощущать чувства других людей. Поэтому ему так же трудно проявлять внимание к чужим интересам. Плохослышащие люди попадают в социальные конфликты гораздо чаще, при этом основные проблемы связаны с душевными муками или с конфликтами на работе.

Но это еще не все, потеря слуха — это гораздо больше, чем просто ухудшение слуховой способности. Внезапно наступившая тугоухость или глухота становится причиной глубоких душевных переживаний. Шок, смятение, отчаяние, безнадежность, беспомощность, жизненный кризис — такими словами описывают пациенты свои ощущения.
Плохослышащие люди подвергаются повышенной нагрузке из-за того, что им приходится прикладывать больше усилий для обычной ориентации в окружающем мире.

Для того, чтобы понять причины снижения слуха, надо разобраться с механизмом работы органа слуха.
Ухо состоит из трех частей:
• Наружное ухо, состоящее из ушной раковины и наружного слухового прохода
• Среднее ухо, включающее барабанную перепонку и слуховые косточки
• Внутреннее ухо, представленное улиткой — полой, спирально закрученной трубкой; она заполнена так называемыми жидкостями внутреннего уха и связана со слуховым нервом.

Поэтому нарушение слуха может быть на этапе нарушения проведения звука — развивается так называемая кондуктивная тугоухость, или его восприятия — сенсоневральная тугоухость
На уровне наружного уха это может быть связано с механическим препятствием распространения звука, такими как серная пробка, инородное тело, воспалительные заболевания наружного слухового прохода, приводящие к его сужению, например, фурункул.

Нарушение слуха может вызывать воспаление среднего уха, когда из-за отека и выпота жидкости нарушается подвижность слуховых косточек, передающих сигнал. Оно может быть преходящим, временным, а при несвоевременном обращении к врачу или неправильном лечении может перейти в постоянное, когда образуется стойкая перфорация в барабанной перепонке или формируются рубцы, препятствующие движению слуховых косточек.

При нормальном проведении звука, может быть нарушено его восприятия слуховыми клетками внутреннего уха в результате их гибели или травмы. Чаще всего такие нарушения встречаются в более старшем возрасте или при наследственных заболеваниях, когда волосковые клетки просто могут отсутствовать.
Чтобы человек в 20 и в 50 лет слышал одинаково, необходимо запомнить элементарные принципы:

1. Нужно правильно и вовремя очищать уши от избытка серы, так как её накопление приводит к ослаблению восприятия звуковых сигналов. Чистить уши нужно 1 раз в неделю. Предварительно закапать в каждое ухо на 5 минут перекись водорода 3% раствор. Серные массы размягчаются и превращаются в пену, их легко удалить. Главное при выполнении этого мероприятия не переусердствовать. Многие люди считают, что чем чаще и глубже проводить чистку ушей, тем будет лучше. Однако это вовсе не так. Сера предназначена для того, чтобы очищать попадающий в ухо воздух ( например, на пыльной дороге), для борьбы с микробами, поэтому слишком старательно выскабливать её не нужно. В результате « сухой» чисти ушей ватными палочками может произойти проталкивание серной массы ближе к барабанной перепонке, дальнейшее её сжатие и как следствие — образование пробок.

2. Для профилактики воспаления и инфицирования ушной раковины прокалывать мочку уха нужно только в косметических кабинетах, где соблюдены меры безопасности.

3. Необходимо вовремя лечить насморк, так как инфекция в момент вывода слизи из носа может по слуховой трубе проникнуть в барабанную полость.

4. При первых признаках воспаления ушей нужно срочно обращаться к доктору. Никогда не занимайтесь самолечением, особенно если оно включает тепловые процедуры и прием антибиотиков. При гнойных воспалительных процессах в полости среднего и внутреннего уха теплые компрессы ускоряют проникновение инфекции в глазницу и головной мозг. А необоснованный и неконтролируемый прием антибиотиков может значительно осложнить лечение заболевания ушей и привести к необратимому пора-жению слухового нерва.

Читать еще:  Можно ли капать в ухо фурацилиновый спирт?

5. В более старшем возрасте для поддержания слуховых клеток, воспринимающих звук и предотвращения их гибели необходимо поддерживать нормальный кровоток, для этого надо контролировать артериальное давление, следить за такими показателями крови как холестерин, благодаря которому сосуды могут забиваться бляшками, для этого надо обращаться к терапевту. Следить за состоянием шеи, такие заболевания как остеохондроз могут приводить к сжатию сосудисто-нервного пучка и нарушению кровотока головного мозга, в том числе и слуховых клеток.

6. Нельзя громко слушать музыку. Требуется избегать мест с повышенной концентрацией шума. Сильное раздражение переутомляет слуховой рецептор. Барабанная перепонка со временем теряет свою эластичность, и орган восприятия звуковых сигналов выполняет свои функции уже не на том уровне, как раньше. Кроме того, использования наушников дополнительно нарушает процесс нормальной эвакуации серы, что может привести к формированию серной пробки, а также повышается вероятность инфицирования слухового прохода.

Согласно медицинским данным, к ухудшению слуха может привести длительное шумовое воздействие более 85 децибел. Ниже приводятся некоторые уровни различных звуков, которые человек может услышать в окружающей его обстановке:

• Трасса с большим движением: 85 децибел
• Шум от ресторана или кафе: 85 децибел
• Музыкальный плеер на средней громкости: 110 децибел
• Снегоход: 110 децибел
• Сирена скорой помощи: 120 децибел
• Рок-концерт: 120 децибел
• Громкие музыкальные игрушки: 125 децибел
• Фейерверки и петарды: 135 децибел
• Дрель: 140 децибел

Молодые люди воспринимают слух как само собой разумеющееся чувство, и уделяют ему мало внимания. За последние десятилетия коренным образом изменилась акустическая нагрузка на слух молодых людей. Музыка, доступная на любом уровне громкости, играет доминирующую роль в жизни молодежи. На дискотеках и концертах посетители в течение многих часов подвергаются воздействию экстремальных уровней звука.

Необходимо уделять достаточное внимание профилактике снижения слуха. Повреждения слуха, полученные в детстве, будут сопровождать человека в течение всей оставшейся жизни.

Статью подготовила Славик Анастасия Халитовна, врач-оториноларинголог

Поэтому нарушение слуха может быть на этапе нарушения проведения звука — развивается так называемая кондуктивная тугоухость, или его восприятия — сенсоневральная тугоухость
На уровне наружного уха это может быть связано с механическим препятствием распространения звука, такими как серная пробка, инородное тело, воспалительные заболевания наружного слухового прохода, приводящие к его сужению, например, фурункул.

Нарушение слуха может вызывать воспаление среднего уха, когда из-за отека и выпота жидкости нарушается подвижность слуховых косточек, передающих сигнал. Оно может быть преходящим, временным, а при несвоевременном обращении к врачу или неправильном лечении может перейти в постоянное, когда образуется стойкая перфорация в барабанной перепонке или формируются рубцы, препятствующие движению слуховых косточек.

При нормальном проведении звука, может быть нарушено его восприятия слуховыми клетками внутреннего уха в результате их гибели или травмы. Чаще всего такие нарушения встречаются в более старшем возрасте или при наследственных заболеваниях, когда волосковые клетки просто могут отсутствовать.
Чтобы человек в 20 и в 50 лет слышал одинаково, необходимо запомнить элементарные принципы:

1. Нужно правильно и вовремя очищать уши от избытка серы, так как её накопление приводит к ослаблению восприятия звуковых сигналов. Чистить уши нужно 1 раз в неделю. Предварительно закапать в каждое ухо на 5 минут перекись водорода 3% раствор. Серные массы размягчаются и превращаются в пену, их легко удалить. Главное при выполнении этого мероприятия не переусердствовать. Многие люди считают, что чем чаще и глубже проводить чистку ушей, тем будет лучше. Однако это вовсе не так. Сера предназначена для того, чтобы очищать попадающий в ухо воздух (например, на пыльной дороге), для борьбы с микробами, поэтому слишком старательно выскабливать её не нужно. В результате «сухой» чисти ушей ватными палочками может произойти проталкивание серной массы ближе к барабанной перепонке, дальнейшее её сжатие и как следствие — образование пробок.

2. Для профилактики воспаления и инфицирования ушной раковины прокалывать мочку уха нужно только в косметических кабинетах, где соблюдены меры безопасности.

3. Необходимо вовремя лечить насморк, так как инфекция в момент вывода слизи из носа может по слуховой трубе проникнуть в барабанную полость.

4. При первых признаках воспаления ушей нужно срочно обращаться к доктору. Никогда не занимайтесь самолечением, особенно если оно включает тепловые процедуры и прием антибиотиков. При гнойных воспалительных процессах в полости среднего и внутреннего уха теплые компрессы ускоряют проникновение инфекции в глазницу и головной мозг. А необоснованный и неконтролируемый прием антибиотиков может значительно осложнить лечение заболевания ушей и привести к необратимому пора-жению слухового нерва.

5. В более старшем возрасте для поддержания слуховых клеток, воспринимающих звук и предотвращения их гибели необходимо поддерживать нормальный кровоток, для этого надо контролировать артериальное давление, следить за такими показателями крови как холестерин, благодаря которому сосуды могут забиваться бляшками, для этого надо обращаться к терапевту. Следить за состоянием шеи, такие заболевания как остеохондроз могут приводить к сжатию сосудисто-нервного пучка и нарушению кровотока головного мозга, в том числе и слуховых клеток.

6. Нельзя громко слушать музыку. Требуется избегать мест с повышенной концентрацией шума. Сильное раздражение переутомляет слуховой рецептор. Барабанная перепонка со временем теряет свою эластичность, и орган восприятия звуковых сигналов выполняет свои функции уже не на том уровне, как раньше. Кроме того, использования наушников дополнительно нарушает процесс нормальной эвакуации серы, что может привести к формированию серной пробки, а также повышается вероятность инфицирования слухового прохода.

Согласно медицинским данным, к ухудшению слуха может привести длительное шумовое воздействие более 85 децибел. Ниже приводятся некоторые уровни различных звуков, которые человек может услышать в окружающей его обстановке:

• Трасса с большим движением: 85 децибел
• Шум от ресторана или кафе: 85 децибел
• Музыкальный плеер на средней громкости: 110 децибел
• Снегоход: 110 децибел
• Сирена скорой помощи: 120 децибел
• Рок-концерт: 120 децибел
• Громкие музыкальные игрушки: 125 децибел
• Фейерверки и петарды: 135 децибел
• Дрель: 140 децибел

Молодые люди воспринимают слух как само собой разумеющееся чувство, и уделяют ему мало внимания. За последние десятилетия коренным образом изменилась акустическая нагрузка на слух молодых людей. Музыка, доступная на любом уровне громкости, играет доминирующую роль в жизни молодежи. На дискотеках и концертах посетители в течение многих часов подвергаются воздействию экстремальных уровней звука.

Необходимо уделять достаточное внимание профилактике снижения слуха. Повреждения слуха, полученные в детстве, будут сопровождать человека в течение всей оставшейся жизни.

Можно ли вернуть слух глухим и слабослышащим детям?

Можно ли вернуть слух глухим и слабослышащим детям?

Сегодня число детей с нарушением слуха неумолимо растет. Но, не смотря на современные технологии и хорошую оснащенность импортными слуховыми аппаратами, пожалуй, самую важную роль в развитии слухового восприятия ребенка играют семейное воспитание и грамотная коррекционно-развивающая помощь. Решающее значение имеют также диагностика нарушений слуха и механизмы формирования речи в каждом отдельном случае. Чем отличается глухой от слабослышащего, и о том, как подарить ребенку мир звуков поговорим в этой статье.

Виды нарушений слуха

Дети теряют слух по разным причинам: генетическим, врожденным или приобретенным.

Врожденные обусловлены различными факторами внутриутробного развития: перенесенные инфекционные заболевания мамы во время беременности, алкоголизм, прием антибиотиков.

Приобретенные также могут возникнуть из-за перенесенного ребенком инфекционного заболевания, вследствие травмы или долговременного воздействия шума. Нарушение слуха связано с повреждением внутреннего уха, а точнее важной его части – улитки.

Читать еще:  Какие бывают заболевания уха человека?

Если повреждена большая область улитки, то речь идет о тотальной глухоте, если улитка повреждена незначительно, ребенка называют слабослышащим или тугоухим.

В любом случае нарушение слуха приводит к отсутствию понимания речи и собственно самой речи, что оказывает влияние на интеллектуальное развитие и социализацию ребенка. Таким образом, в медицинской классификации выделяют два вида нарушений слуха: глухота и тугоухость. Глухота характеризуется восприятием звука более 90 Дц, тугоухость – от 25-90 Дц. В свою очередь тугоухость имеет несколько форм:

кондуктивная – нарушение в наружном и среднем ухе.

нейросенсорная тугоухость (сенсоневральная) – поражение воспринимающего аппарата во внутреннем ухе.

смешанная – сочетание кондуктивной и сенсоневральной.

ретрокохлиарное нарушение слуха – нарушение функций в улитке вследствие перенесенных травм, инсульта.

слуховая нейропатия – нарушение в волокнах слухового нерва.

центральное расстройство слуха.

Критерии оценки нарушений слуха

Для построения коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми необходимо выявить:

степень поражения внутреннего уха;

уровень развития речи при данной степени поражения;

время возобновления нарушения;

На основе этих критериев людей с нарушением слуха делят на 4 группы:

глухие без речи (ранооглохшие);

глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

слабослышащие с развитой речью;

Глухие – это те дети, которые самостоятельно овладеть речью не могут, им необходимо специальное привлечение с применением сурдотехнических средств. Слабослышащие – дети, страдающие тугоухостью, в результате чего у них возникает нарушение речи. С помощью остатков слуха они могут накопить некоторый словарный запас при специальной коррекционной работе.

Условия формирования речевых способностей детей с нарушением слуха

Ребенок с нарушенным слухом по-особому воспринимает мир. Он наиболее чувствителен к запахам, видео-образам, кинестетическим ощущениям. Но глухие дети еще не значит беспомощные, они также любят играть, рисовать, лепить, строить. Поэтому важно в работе с такими детьми ориентироваться на детство. Одну из важных ролей в абилитации глухих и слабослышащих играет семейное воспитание. Ребенок должен слышать нормальную речь, видеть работу органов артикуляции, так он легко научается считывать с губ. Поэтому родители, проконсультировавшись со специалистом, должны общаться с ним не с помощью жестов, а посредством речи, как с нормальным ребенком.

Несмотря на индивидуальные различия течения болезни и степени нарушения слуха у всех родителей таких детей есть общие задачи: укрепление здоровья ребенка, предупреждение вторичных отклонений в развитии, воспитание активности, формирование мотивации к обучению и развитию коммуникативных навыков. Формировать словесную речь необходимо за счет оставшегося слуха и положительного примера родителей.

Также необходимо как можно раньше подобрать ребенку слуховой аппарат. Коррекция полноценных слуховых функций возможна только за счет грамотно подобранных слуховых аппаратов. Существует также метод кохлеарной имплантации, но родителям необходимо осознавать, что кохлеарная имплантация – это операция, и ее следует делать только в том случае, если слуховые аппараты не могут компенсировать потерянный слух. Часто при необходимости кохлеарной имплантации встает вопрос, какое ухо оперировать худшее или лучшее. Логично предположить, что худшее, а на лучшее ухо подобрать слуховой аппарат.

Но многие врачи склонны считать иначе. Протезируя лучшее ухо в надежде восстановить остатки его слуха, теряются слуховые способности худшего уха, которое перестает воспринимать информацию, вследствие чего его клетки отмирают. Слуховой аппарат на худшее ухо в этом случае уже невозможно подобрать по техническим характеристикам, и ребенок имеет односторонний слух. Родителям необходимо проявить бдительность и настоять на операции худшего уха, чтобы слуховое восприятие было бинауральным.

Важное значение в развитии глухих и слабослышащих детей имеет комплексное взаимодействие всех специалистов, посещение занятий логопеда, сурдопедагога и дефектолога. Сложной проблемой является также настройка имплантов маленьким детям, которую осуществляют аудиологи. Для настройки имплантов применяют метод выработки условных рефлексов, который у младенцев не всегда можно зафиксировать. Родителям не стоит зацикливаться только на одном лишь ожидании нужной реакции ребенка на шум, этот элемент необходимо сочетать с другими коррекционно-развивающими упражнениями.

Также одним из важных условий речевого и интеллектуального развития слабослышащих детей является помещение их в речевую среду, в группу нормально слышащих детей. Родители должны добиваться, чтобы детей с нарушением слуха отправляли в общеобразовательный детский сад при условии специализированных занятий с ним сурдопедагога и логопеда. Без общения со слышащими сверстниками слабослышащий ребенок, даже при наличии слухового аппарата не будет развиваться должным образом.

Методы обучения речи детей с нарушением слуха

В настоящее время существует несколько коррекционных методик, как традиционных, так и современных, по развитию речи и слухового восприятия глухих и слабослышащих детей. К современным относятся слуховой метод и audio verbal. Последний практикуется только в Канаде.

Слуховой метод основывается на 4-х этапах речевого развития ребенка: слуховое восприятие как приоритетное в формировании речи, спонтанное научение в процессе игры, целенаправленное обучение, ведущая роль родителей и семьи в развитии языковых способностей ребенка. Цель слухового метода – развитие речи у глухих детей с кохлеарным имплантатом, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения.

К традиционным методам обучения относятся: жестовые методы, чистый устный метод, придуманный Самюэлем Генике, который делал акцент только на произношении, а также верботональный метод П. Губерина, в основе которого лежит фоноритмика, устный метод с коммуникативно-деятельностным подходом (С. Зыков), при котором речевая деятельность глухих формируется в условиях специально организованной коммуникативной среды, и метод Эмилии Леонгард. На последнем стоит остановиться подробнее.

Метод Эмилии Леонгард

Заслуженный сурдопедагог Э.Леонгард практикует в Москве, но на основе ее метода открылись многие Сурдоцентры по всей России. Основополагающие принципы ее обучения это раннее начало занятий с ребенком, использование кохлеарных аппаратов в случае необходимости, вплетение занятий в жизнь, обязательное посещение ребенком общеразвивающих садов и самое главное – индивидуальный подход и любовь к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Свою дефектологическую деятельность Леонгард начинала еще в 60-годах прошлого века. В то время глухих детей было больше, чем слабослышащих, но благодаря комплексу мер воздействия, медицинских и педагогических, многие ее выпускники обрели понятную, богатую и выразительную речь, закончили вузы, построили семьи, родили нормальных детей.

В своей методике сурдопедагог большой акцент делает на развитии речевого слуха, поскольку у всех детей, с кохлеарным имплантатом или без него, восприятие речи развито по-разному. Формирование речевого слуха оказывает влияние на произношение и на устную речь в целом. В процессе развития речевого слуха у детей развивается и музыкальный слух. Обязательно пребывание ребенка в речевой среде, если оба родителя глухие, то необходимо поместить ребенка в группу говорящих детей.

Важным образовательным пространством является детский сад, где успешно развиваются все сферы деятельности ребенка и коммуникативная, и познавательная. С глухим ребенком нужно играть так же, как со слышащим, теми же самыми игрушками, четко произносить их названия, чтобы ребенок параллельно наблюдал за движением губ, прикасался к игрушке и комплексно воспринимал информацию.

Важная роль отводится педагогу. Авторитарно-инструктивная позиция неуместна по отношению к слабослышащему ребенку, она оказывает негативное влияние на состояние его эмоционально-волевой сферы. Большое значение в процессе развития ребенка с нарушенным слухом играет сенсорная, творческо-конструктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация, конструирование. Таким образом, слабослышащие дети, получая представление о форме, величине и пространственном расположении предметов через практическую деятельность и в процессе общения с педагогом и сверстниками обогащают не только словарный запас, но и развивают когнитивные процессы: память, внимание, мышление.

Также очень важны индивидуальные занятия с глухим ребенком, где он учится целенаправленно слушать и понимать речь, а позже и пользоваться ей как инструментом социального взаимодействия, в результате чего становится полноправным членом общества.

Задайте вопрос доктору

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector