Akson-med-med.ru

Аксон Мед Мед
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кондуктивная тугоухость: особенности лечения и профилактики

Кондуктивная тугоухость: особенности лечения и профилактики

Главный врач Оганян К.А. является специалистом в области исследования, коррекции и терапии сенсоневральной, возрастной тугоухости, а также воспалительных, грибковых и инфекционных заболеваний ЛОР-органов. Доктор проводит прием как взрослых пациентов, так и детей.

Адрес приема: г. Киев, ул. Невская 2-Л

  • Назофарингит у детей и взрослых — 01.06.2021
  • Check Up слуха — 20.05.2021
  • Признаки нарушений слуха у детей разного возраста — 10.05.2021

Навигация по странице:

Кондуктивная тугоухость – это нарушение слуха , при котором затруднено воздушное проведение звуковых волн . Именно в этом отличаются кондуктивная и нейросенсорная тугоухость : первая связана с поражением звукопроводящего аппарата, вторая – с патологиями звуковоспринимающего аппарата. У некоторых пациентов диагностируют смешанную форму заболевания .

Причины кондуктивной тугоухости

Патология связана с нарушением проводимости звука между наружным и средним ухом. В редких случаях проблема бывает врожденной, но чаще всего – приобретенной. Ее провоцируют следующие причины :

  • Серные пробки и различные инородные тела – не дают сигналу пройти нужный путь
  • Воспаленное наружное ухо – слуховой проход отекает и не пропускает звук
  • Средний отит и его осложнения – в полости уха скапливается жидкость, барабанная перепонка и другие структуры могут повредиться
  • Нарушение подвижности слуховых косточек – мешает передаче звукового сигнала в окно лабиринта
  • Перфорация барабанной перепонки – приводит к тому, что звук обрывается, едва достигая среднего уха

Симптомы кондуктивной тугоухости

При диагнозе кондуктивная тугоухость симптомы проявляются в виде полной или частичной потери слуха. Она может быть одно- или двусторонней. Иногда наблюдаются сопутствующие симптомы – заложенность и боль, шум в ушах.

Степени кондуктивной тугоухости

Болезнь классифицируют по степени потери слуха. Самой легкой формой считается кондуктивная тугоухость 1 степени, лечение которой довольно быстро позволяет вернуть слух. Главное – вовремя его начать, ведь при таком небольшом поражении человек может не догадываться о проблеме.
К повреждениям слуха средней тяжести относится кондуктивная тугоухость 2 степени, лечение которой потребует больше времени и сил. Симптоматика у этой формы патологии больше выражена, больной часто переспрашивает, плохо распознает речь с расстояния. Наиболее тяжелыми формами являются кондуктивная тугоухость 3 степени и 4-й.

лечение тугоухости у детей и взрослых

Кондуктивная тугоухость у детей

Детские расстройства слуха – актуальная проблема, хоть и недостаточно хорошо представленная в СМИ. Об этом мало говорят, и зря. Ведь если вовремя не помочь ребенку, слух будет падать, и это повлияет на развитие детского интеллекта, обучаемость. Если подозревается кондуктивная тугоухость 2 степени у детей , лечение нужно начинать немедленно, пока не возникли серьезные осложнения.

Лечение кондуктивной тугоухости

Наш ЛОР-центр помогает пациентам при различных типах тугоухости. Для начала проводится диагностика чтобы точно установить причину проблемы. Если подозревается кондуктивная тугоухость, аудиограмма и тимпанометрия позволяют определить пороги восприятия звука и оценить функциональность среднего уха. Далее врач подбирает лечение индивидуально.
При диагнозе кондуктивная тугоухость лечение (Киев ) направлено на то, чтобы устранить ее причину. Если это отит и прочие ушные болезни – назначают препараты, чтобы снять воспаление. Если проблема связана с отосклерозом, делают операцию. При серных пробках проводят процедуру промывания.
Иногда бывает так, что кондуктивная тугоухость переходит в нейросенсорную, образуя смешанную форму. В этом случае сначала лечат первую, а затем подбирают слуховые аппараты , чтобы компенсировать вторую.

Профилактика

Простая профилактика поможет избежать ушных болезней, вызывающих снижение слуха. Для этого нужно правильно питаться, беречь уши от переохлаждения, пользоваться берушами от громких звуков и вовремя лечить воспаления ЛОР-органов.

Возможные осложнения

Кондуктивная тугоухость, если ее не лечить, может перейти в невральную форму. в этом случае поражения слуха станут необратимы.

Подробную информацию можно получить в колл-центре нашего ЛОР-центра для взрослых и детей по номеру телефона:

Нейросенсорная тугоухость

С каждым годом потеря слуха возникает у все более молодых людей. Врачи связывают это с недостаточным соблюдением гигиены и использованием внутриканальных наушников. Следует помнить, что нарушение восприятия звука в молодом возрасте существенно сказывается на качестве всей последующей жизни.

Как человек воспринимает звук?

Человек воспринимает окружающие звуки с помощью сложного механизма. Сначала звуковые волны улавливаются наружным ухом, включающим ушную раковину и наружный слуховой проход. Именно эту анатомическую область в разговорном языке называют просто «ухом». Затем звук проходит по коридору усиления среднего уха – маленькие косточки-рычаги в барабанной полости последовательно усиливают звук и передают информацию внутреннему уху, где уже происходит первичное восприятие. В последнем отделе работают сложные органы преобразования звука в нервные импульсы – только в такой форме головной мозг человека способен слышать и понимать звуки.

В нашем внутреннем ухе есть маленький звуковоспринимающий аппарат – Кортиев орган. В нем содержатся микроскопические волоски, прикрепленные к мембране. Звуковые колебания из окружающего нас мира, пройдя через наружное и среднее ухо, должны достигнуть именно этих волосков, чтобы заставить их изменять свою форму. Изменение формы волосков передается мембране, а затем возникает нервный импульс, несущий информацию о звуке в головной мозг. Импульс движется молниеносно по преддверно-улитковому (слуховому) нерву, чтобы за какие-то доли секунды достигнуть клеток центрального анализатора головного мозга. Именно там, в этом конечном аппарате, звуковые волны превращаются в осмысленную информацию.

Что такое нейросенсорная тугоухость?

Существует два основных вида нарушения восприятия звука. Кондуктивная тугоухость связана с поражением только проводящего аппарата, то есть с уже упомянутыми выше коридорами наружного и среднего уха. При нейросенсорной тугоухости нарушается работа более важных элементов – волосков Кортиева органа, слухового нерва и центрального анализатора головного мозга.

Причины нейросенсорной тугоухости

Патология делится на два вида – врожденную и приобретенную. У врожденной тугоухости свои причины, основные из них:

  1. Аномалии развития. Во время внутриутробного развития организма органы внутреннего уха могут сформироваться неправильно.
  2. Генетические отклонения. Различные наследственные заболевания нарушают структуру внутреннего уха, к ним относятся аллазия Мондини и аплазия Шайбе.
  3. Инфекции, передающиеся от матери к ребенку. Чаще всего это сифилис и хламидиоз.
  4. Патологическое воздействие алкоголя. Употребление матерью спиртных напитков во время беременности может спровоцировать возникновение алкогольного синдрома плода.
  5. Врожденная опухоль среднего уха, способная разрушить структуры внутреннего уха.
Читать еще:  Как оказать первую помощь при отите в домашних условиях?

Приобретенная нейросенсорная тугоухость может возникнуть в течение жизни человека по следующим причинам:

  • Воздействие громкого звука. Например, частое прослушивание музыки в наушниках.
  • Болезнь Меньера: избыточное скопление жидкости во внутреннем ухе нарушает работу волосков Кортиева органа.
  • Онкология. Опухоль головного мозга может повредить центральный анализатор.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Инфекционные заболевания.
  • Пожилой возраст.

Диагностика

Нейросенсорная тугоухость определяется на основе симптомов пациента, анамнеза (наличие причин потери слуха) и с помощью специальных методов.

К симптомам относят:

  1. Потерю слуха одного уха или двух. Невозможность слышать шепот, различать тембр голоса.
  2. Боль в ушах, головокружение.
  3. Нарушение походки.
  4. Тошноту.

Специальными методами являются тесты Ринне и Вебера с использованием камертона. Камертон – это прибор, издающий звуки заданной частоты.

Тест Ринне определяет наличие костной и воздушной проходимости. При нейросенсорной тугоухости наружные структуры уха не повреждены, поэтому тест положительный. Тест Вебера сравнивает слышимость обоих ушей. Лучшее восприятие звука одним ухом предполагает наличие нейросенсорной тугоухости. Диагностика включает использование двух тестов одновременно.

Существует более точный метод аудиометрии, определяющий порог слышимости ушей.

Лечение и профилактика

Существует несколько способов лечения и реабилитации:

  1. Использование слуховых аппаратов, усиливающих определенные частоты звука.
  2. Гормональные препараты и вещества, улучшающие кровоснабжение нервных тканей.
  3. Использование различных имплантатов.
  4. Избавление от первопричин – инфекций и других болезней.

Во избежание возникновения нейросенсорной тугоухости следует соблюдать гигиену слуха. Нужно не допускать длительного воздействия громкого звука, пользоваться защитными наушниками на производстве, своевременно лечить инфекционные заболевания. Кроме того, нужно постоянно следить за чистотой ушей и не допускать проникновение воды в слуховой проход.

Понимание причин возникновения нейросенсорной тугоухости должно быть руководством к каждодневной гигиене слуха.

Что такое кондуктивная тугоухость и как её лечить?

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Тугоухость может развиваться медленно или проявляет себя остро после травмы, инфекционного или другого заболевания.

Статья:

Тугоухость может развиваться медленно или проявляет себя остро после травмы, инфекционного или другого заболевания. У большинства пациентов снижение слуха происходит постепенно, так что средний срок от первых симптомов до визита к врачу составляет 8-9 лет. К сожалению, поздняя диагностика тугоухости уменьшает шансы на успешную реабилитацию и возвращение к привычной жизни.

Описывая ту или иную степень снижения слуха, специалисты говорят не только о результатах инструментальных исследований, но и о степени ограничения человека, возможности получения инвалидности.

Классификация нарушений слуха

В основу классификаций потери слуха положены следующие принципы:

  • тип;
  • время наступления;
  • симметричность;
  • прогрессирование;
  • локализация (односторонняя, двухсторонняя);
  • степень утраты функции.

По типу поражения выделяют кондуктивную, нейросенсорную или смешанную тугоухость. При кондуктивной снижение происходит в результате патологии проведения звуковой волны (пороки формирования органа, травмы, воспаления или инфекции наружного, среднего уха). Нейросенсорная тугоухость возникает при патологии внутреннего уха, нерва или коры больших полушарий мозга. Среди причин хромосомные аномалии, инфекции, алкоголизм матери при вынашивании беременности, травмы, опухоли, аутоиммунные процессы, возрастные изменения. Смешанный тип включает оба поражения.

По времени возникновения различают врожденные и приобретенные случаи патологии.

Симптомы могут появиться остро (например, после приема препаратов), и тогда тугоухость называют внезапной. Если состояние усугубляется с течением времени, диагностируют прогрессирующую тугоухость.

Если изменения развиваются синхронно на обоих ушах, говорят о симметричной тугоухости, в противном случае – об асимметричной.

Сурдологи выделяют 4 степени нарушения слуха:

  • 1 степень — легкая;
  • 2 степень — умеренная;
  • 3 степень — тяжелая;
  • 4 степень — глубокая.

Диагностическими критериями являются данные аудиограммы, степень влияния на обычное функционирование. Здоровый человек воспринимает звуки интенсивностью от 20 до 20000 Дб и распознает сигналы высокой, низкой частоты. О тугоухости говорят тогда, когда больной перестает воспринимать сигналы, чья интенсивность находится в интервале от 20 Дб. Степени нейросенсорной тугоухости имеют те же основные характеристики, что и при кондуктивной. Разница заключается в снижении разборчивости по звукам разной частоты.

Классификация нарушений слуха слабо связана с определением инвалидности, так как основаниями для назначения пособия становятся:

  • невозможность компенсировать тугоухость с помощью операции или технических средств;
  • утрата профпригодности при развитии заболевания;
  • получение образования в специализированном учебном учреждении (на время обучения).

При оценке степени утраты трудоспособности эксперты ориентируются на показатели того уха, которое лучше слышит и часто «снимают» инвалидность при овладении навыками жестового языка или чтения по губам. Они объясняют, какой степени бывает потеря слуха, при которой можно претендовать на пособия по инвалидности. Так при тяжелых или глубоких нарушениях человек могут дать 2 или 3 группу инвалидности. 1 группа назначается только лицам, имеющим другие тяжелые заболевания.

Легкая потеря слуха (1 степень тугоухости)

Пациенты с таким нарушением слуха не торопятся к врачу. Они перестают обращать внимание на тихие фоновые звуки: пение птиц, тиканье часов, удары капель воды. Люди отмечают неудобство в распознавании шепотной речи или с трудом беседуют в шумном помещении. По данным обследования диагностическими критериями этой степени считают:

  • порог восприятия – от 26 до 40 Дб;
  • восприятие разговорной речи – от 6 до 3 м;
  • восприятие шепотной речи – от 2 м и менее.

Такая степень часто не мешает справляться с производственными обязанностями, бытовыми вопросами.

Умеренная — легкая потеря слуха (2 степень тугоухости)

Умеренные нарушения дают понять пациенту с тугоухостью, что у него появились определенные сложности с восприятием звуковой информации. Он может не расслышать звонок телефона, шум офисной техники. В быту или на работе такой человек станет чаще переспрашивать собеседников. А если кто-то обратится к нему в шумном помещении, то пациент с тугоухостью просто не услышит речь.

Умеренную степень диагностируют при следующих результатах исследования:

  • порог восприятия – от 41 до 55 Дб;
  • восприятие разговорной речи – от 3 м и менее;
  • восприятие шепотной речи – около ушной раковины.
Читать еще:  Как распознать и вылечить отит среднего уха?

Тяжелая потеря слуха (3 степень тугоухости)

Скрыть от себя или окружающих тяжелую степень нарушения слуха не получится. Человек с такой тугоухостью может слышать обращенную речь лишь на близком расстоянии, если собеседник произносит слова четко и громко. Он воспринимает обычные звуки большого города – крики, гудки автомобилей, производственный шум. Но коллективная беседа на совещании, разговор по телефону уже вызывают затруднения.

Тяжелая тугоухость может стать основанием для оформления 3 группы инвалидности. Для нее характерны следующие параметры:

  • порог восприятия – от 56 до 70 Дб;
  • восприятие разговорной речи – непосредственно рядом с ушной раковиной;
  • восприятие шепотной речи невозможно.

Глубокая потеря слуха (4 степень тугоухости)

При такой степени нарушения общение без слухового аппарата невозможно. Человек слышит только крик с малого расстояния, не может поговорить по телефону. Без усиления он воспринимает лишь самые громкие звуки из внешней среды, например, шум самолета, отбойный молоток, концерт рок-музыки.

  • порог восприятия – от 71 до 89 Дб;
  • восприятие разговорной речи – крик с ухом;
  • восприятие шепотной речи невозможно.

Глухота

Под глухотой понимают либо полное отсутствие слуха, либо такое выраженное снижение, при котором человек не понимает обращенную речь, а порог восприятия превышает 91 Дб. Абсолютная глухота – редкое явление. Чаще у такого пациента сохраняется восприятие звуков, произнесенных рядом с ушной раковиной, но сложить из них слова он не в состоянии. Именно этот признак позволяет отличить тугоухость 4 степени от глухонемоты, хоты сурдологи признаются, что такая граница весьма условна.

Возникновение глухоты до того, как ребенок начнет говорить, приводит к формированию глухонемоты.

Тугоухость: симптомы, причины и лечение

Тугоухость у детей – это понижение слуха разной степени выраженности, которое затрудняет восприятие речи и окружающих звуков. Данная патология может быть диагностирована у ребенка разного возраста, к тому же она встречается и у новорожденных. Возникает это расстройство в результате нарушений слуховой системы на различных ее уровнях. Слуховая система включает в себя систему от наружного уха до нейроэпителиальных структур внутреннего уха, заканчивая корковым представительством в височной доле коры головного мозга.

В подавляющем большинстве случаев расстройство возникает у малышей в первые 3 года жизни. Проблемы со слухом приводят к отсутствию коммуникации ребенка с родителями, сверстниками и окружающими людьми. Кроме того, это нарушение напрямую влияет на развитие речевой функции и интеллекта малыша, поэтому крайне важно раннее выявление проблемы и соответствующая коррекция.

Классификация тугоухости

Тугоухость может быть наследственной, врожденной и приобретенной. В первом случае, патология передается от родителей к ребенку, наблюдаются необратимые, но не склонные к прогрессированию изменения со стороны органов слуха. Как правило, наследственная форма является изолированной, но в некоторых случаях она составляет клиническую картину других генетических синдромов.

Врожденная тугоухость является следствием влияния негативных факторов на ребенка во время внутриутробного развития. Что касается приобретенной тугоухости, то здесь имеет место влияние негативных факторов на полноценно сформированный слуховой орган.

Помимо этих разновидностей патологии, существует классификация по локализации повреждения в слуховом анализаторе. Выделяют следующие формы:

  • Нейросенсорная (сенсоневральная). Развивается по причине поражения звуковоспринимающего аппарата: слухового нерва, внутреннего уха или центральных отделов слухового анализатора.
  • Кондуктивная. Развивается на фоне поражения звукопроводящей системы: барабанная перепонка, наружное ухо и среднее ухо.
  • Смешанная. Диагностируется у пациентов, у которых одновременно встречаются нарушения функций звукопроведения и звуковосприятия.

В детской отоларингологии также принято разделять данную патологию по степеням тяжести нарушения слуховой функции:

  • Первая степень (26-40 дБ). Ребенок слышит разговорную речь на расстоянии 4-6 метров, шепот – на расстоянии 1-3 метров. Не различает речь, произнесенную на фоне шума.
  • Вторая степень (41-55 дБ). Разговорная речь различается на расстоянии 2-4 метров, шепотная речь – на расстоянии одного метра.
  • Третья степень (56-70 дБ). Разговорная речь слышна на расстоянии 1-2 метров, шепот уже не различается.
  • Четвертая степень (71-90 дБ). При такой тяжести нарушения дети уже не в состоянии различить разговорную речь.

Необходимо отметить, что возрастание слухового порога свыше 90 дБ уже считается полной глухотой.

По времени формирования нарушения слуховой функции различают две формы тугоухости – прелингвальная (формируется до того, как ребенок научился говорить) и постлингвальная (возникает после появления речи).

Основные симптомы тугоухости

Распознавание данного расстройства имеет свои сложности, ведь есть ряд патологий, которые сходи с тугоухостью по симптоматике. Основная роль в выявлении этой проблемы отводится аудиологическому скринингу, который может быть проведен в любом возрасте и позволяет установить, находится ли слух на нормальном уровне или снижен. В настоящее время разработаны методы объективной оценки состояния слуха, уже начиная с периода новорожденности, с помощью электрокорковой аудиометрии. Кроме того, внимательность родителей, которых должна насторожить симптоматика, также имеет большое значение.

Насторожить должны следующие симптомы:

  • Отсутствие реакции малыша на голос матери и другие громкие звуки в возрасте до 4 месяцев.
  • Ребенок не лепечет и не произносит простейшие звуки к 4-6 месяцам.
  • Малыш не может определить направление источника речи (к 7-9 месяцам).
  • Отсутствие словарного запаса к 1-2 годам.
  • Такие дети говорят намного громче, чем это необходимо.
  • Отсутствие реакции на шепотную или разговорную речь, обращенную сзади.
  • Привычка по несколько раз переспрашивать одно и то же.
  • «Чтение с губ», т.е. при разговоре ребенок смотрит на губы собеседника – для него это единственная возможность понять разговорную речь.
  • Первыми признаками тугоухости часто выступают вестибулярные нарушения: шаткость походки, шум в ушах, головокружение.

Для детей с данной патологией характерно системное недоразвитие речи: трудности слуховой дифференциации фонем, нарушение звукопроизношения. Присутствуют грубые искажения звуко-слоговой структуры слова и скудность словарного запаса. Все это формирует у детей с данного рода нарушением расстройства процесса письма и навыков чтения.

Читать еще:  Как вылечить отит у детей народными средствами?

Причины патологии

Наследственная форма нейросенсорной тугоухости передается по аутосомно-рецессивному, реже – по доминантному типу.

Врожденная форма возникает из-за патологий внутриутробного развития. В группу риска входят дети, чьи матери в 1 триместре беременности перенесли следующие заболевания:

  • корь и грипп;
  • краснуха;
  • герпес;
  • сифилис;
  • токсоплазмоз;
  • туберкулез;
  • цитомегаловирусная инфекция.

Данные заболевания, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора ребенка.

Кроме того, врожденная тугоухость может быть следствием и других факторов:

  • Хронические заболевания матери: сахарный диабет, тиреотоксикоз, гиповитаминоз, анемия.
  • Пристрастие матери к спиртным напиткам, что спровоцировало алкогольную интоксикацию.
  • Неконтролируемый прием ототоксических препаратов.
  • Внутричерепные травмы плода, которые были получены во время родовой деятельности.
  • Асфиксия плода.
  • Гемолитическая болезнь.
  • Недоношенность плода (если вес ребенка менее 1,5 кг).

Приобретенная форма является следствием следующих негативных факторов:

  • Серные пробки.
  • Проникновение инородного тела в ухо.
  • Перфорация барабанной перепонки.
  • Аденоиды.
  • Тонзиллит.
  • Ринит в хронической форме.
  • Рецидивирующий отит среднего уха.
  • Травмы различных отделов уха.

Кроме того, приобретенная тугоухость может быть следствием осложнений ОРВИ, энцефалита, менингита, скарлатины, дифтерии, эпидемического паротита, сепсиса и гидроцефалии.

В меньшей степени на развитие приобретенной сенсоневральной тугоухости влияет склонность ребенка к прослушиванию громкой музыки через наушники, а также индивидуальная реакция детского организма на вакцинацию.

Как лечить тугоухость?

Способы лечения напрямую зависят от того, что именно стало причиной нарушения слуха. Применяются медикаментозные, функциональные, физиотерапевтические и хирургические методики. В лечении важна комплексная работа большой группы профильных специалистов. В терапии задействованы невролог, отоларинголог и сурдолог.

Большую роль в терапии играет педагогическая реабилитация, которая в большинстве случаев позволяет добиться стабилизации слуха. В реабилитации пациента участвуют сурдопедагог, который является ведущим специалистом, дефектолог и логопед.

Педагогическая реабилитация преследует следующие задачи:

  • Научить ребенка воспринимать, опознавать и различать окружающие звуки (неречевые и речевые звуковые сигналы), либо восстановить восприятие речи на тот уровень, который приближен к уровню до потери слуха (для постлингвально оглохших детей).
  • Научить ребенка понимать их значение и применять новые слуховые ощущения для развития устной речи.
  • Формирование адекватного слухоречевого поведения.
  • Помочь в гармоничном развитии личности (формирование коммуникативных навыков, предметная деятельность, память, внимание, воображение и т.д.).
  • Обучение родителей развитию у ребенка речи, слуха и невербальных навыков в обычных бытовых ситуациях, в ситуативном общении. Это важно для обеспечения преемственности реабилитационного процесса.

Особенности логопедической работы

Выраженное и стойкое снижение слуховой функции затрудняет не только восприятие речи, но и обязательно приводит к недоразвитию экспрессивной речи. При этом степень этого нарушения будет напрямую зависеть от ряда факторов:

  • степень снижения слуха (чем она тяжелее, тем хуже речь);
  • время наступления тугоухости;
  • индивидуальные условия развития ребенка (предпринимались ли меры по сохранению и развитию речи или нет).

Для детей со сниженным слухом типично недостаточное развитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Кроме того, у слабослышащих могут встречаться и такие формы речевой патологии, которые могут быть не связаны с состоянием слуховой функции: ринолалии, заикание, алалия, дизартрия, дислексия, дисграфия и т.д.

В работе со слабослышащими людьми логопедическое воздействие показывает хорошие результаты. При реабилитации слабослышащих и глухих детей основное внимание уделяется тренировке произносительных навыков. Задача логопеда – развивать голосовое звучание, вырабатывать у ребенка плавность и связность речи.

Основные направления деятельности при работе со слабослышащими:

  • развитие речи (лексической, грамматической и синтаксической структуры);
  • развитие слухового восприятия (в том числе – речевого слуха);
  • формирование произношения.

В единстве с формированием словесной речи (в устной и письменной формах) идет процесс развития ВПФ, познавательной деятельности ребенка и развития всех сторон его личности, обогащение и накопление словаря.

С тугоухими детьми полезно проводить различные игры (глаза у ребенка должны быть закрыты):

  • «Где позвонил телефон?» — ребенок должен указать место.
  • «Находка» — по звуку колокольчика нужно его отыскать.
  • Угадывание действия (стук по столу, перелистывание страниц и т.д.).
  • «Жмурки» — ребенок ловит товарища по звуку колокольчика.
  • Прослушивание детских сказок, песенок и т.д.

Игра «Укрась торт»:

Задача: научить ребенка обнаруживать звук, а также выполнять определенное действие в ответ на этот звук.

Ход игры: Ребенок садится за стол, перед ним картинка, на которой нарисован торт, а также картинки-украшения для торта. После звука, нужно выбрать картинку-украшение и украсить торт. Если он прикладывает украшение без звука, то картинка кладется обратно на свое место.

Игра «Мишкин дом»:

Задача: расширение словаря, совершенствование глобального чтения детей, научить ребенка отвечать на вопросы педагога.

Ход игры: Дети полукругом располагаются вокруг стола педагога. На столе стоит картонный дом и рядом с ним игрушечный мишка. Педагог показывает на дом и говорит: «Это дом. Тут живет мишка». Дети повторяют фразы за педагогом.

Педагог показывает на игрушечную мебель, накрытую платком: «Что там?» Он снимает платок и называет каждый предмет мебели, дети воспроизводят слова сопряженно-отраженно. Педагог заводит мишку в дом через дверь, указывает на окно: «Смотрите. Что там?» Педагог снимает крышу дома или раздвигает стены: «Смотрите». Каждый ребенок по очереди подходит к дому и заглядывает внутрь.

Внутри комнаты располагаются таблички с названиями мебели. Педагог предлагает ребенку взять одну из табличек и подобрать соответствующий предмет мебели. Когда ребенок подберет предмет мебели, название повторяется со всеми детьми. Далее взрослый, показывая рукой внутрь дома, говорит: «Поставь стул (стол, шкаф и т.д.) тут».

Игра продолжается до тех пор, пока дети не поставят всю мебель на свои места в комнате. Педагог сообщает: «Дом красивый. Мишка будет тут жить».

При своевременном обращении к специалисту и комплексной логопедической работе можно получить хорошую динамику в коррекции тугоухости. Кстати, данные упражнения ценны при развитии слуха и слухового внимания для нормально слышащих детей, поэтому их можно проводить фронтально, но обращать отдельное внимание на тугоухих.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector