Akson-med-med.ru

Аксон Мед Мед
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины нарушения и снижения слуха

Причины нарушения и снижения слуха

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указывают, что от глухоты и тугоухости страдает около 466 миллионов людей, что составляет около 5% населения планеты. И с течением времени ситуация будет только усугубляться – через 30 лет количество тех, кто не может похвастаться хорошим слухом, возрастет вдвое. Причины, вызывающие, нарушения слуха, делят на врожденные и приобретенные. В докладе ВОЗ указанные самые частые из них:

  • генетические нарушения;
  • инфекции матери во время беременности;
  • недоношенность;
  • гиперибилирубинэмия (желтуха) новорожденных;
  • поражение головного мозга ребенка в родах;
  • воспалительные заболевания органов слуха;
  • прием ототоксических лекарственных препаратов;
  • воздействие шумов (в быту, на производстве);
  • возрастные изменения органа слуха.

Изучение этого вопроса играет важную роль в предотвращении развития тугоухости как одной из причин инвалидности. В ряде случаев установить, какой же фактор повлиял на слух, не удается. Тогда говорят о сочетанном действии нескольких негативных причин.

Редкой причиной врожденной глухоты считают атрезию наружного слухового прохода, она встречается у 1 ребенка из 10-20 тысяч новорожденных младенцев. Причины аномалии окончательно не изучены. У взрослых пациентов приобретенная атрезия может возникать при травмах, операциях на ухе.

В зависимости от локализации патологического процесса выделяют 3 вида тугоухости: кондуктивная, нейросенсорная, смешанная.

При кондуктивном виде происходит нарушение проведения звукового импульса. Более чем у 2/3 пациентов она связана с патологией евстахиевых труб. К причинам снижения слуха относят:

  • болезни наружного уха (пробки, наружный отит, травмы, инородные тела);
  • патологию барабанной перепонки (травмы, склеротические изменения);
  • болезни среднего уха (средний отит, евстахеит, аденоиды);
  • поражение внутреннего ужа (непроходимость окна улитки).

Нейросенсорная тугоухость возникает при патологии внутреннего уха, проводящих путей анализатора или коркового отдела головного мозга, отвечающего за слух. Это встречается как результат аномалии развития, болезни Меньера, аутоиммунном поражении, акушерской патологии, наследственных заболеваниях, травмах инфекциях, естественном старении организма.

Смешанная тугоухость – результат проводниковых и нейросенсорных нарушений.

Причины потери слуха у взрослых

Скорость снижения слуха и обратимость процесса зависит от действующего фактора. Приобретенная тугоухость у взрослых чаще развивается при инфекциях, воспалениях среднего уха, действии профессиональных шумов, травмах. Отиты возникают при наличии хронического очага инфекции в носоглотке и часто приводят к перфорации барабанной перепонки со стойким снижением слуха. Поражение может быть как односторонним, так и двухсторонним.

В большинстве случаев лица, имеющие поражение органов слуха во взрослом возрасте находятся в группе риска по возникновению возрастной глухоты или тугоухости.

Старческая тугоухость

Возрастное снижение слуха (пресбиакузис) постепенно начинает обнаруживать себя с 40 лет. Так уже к 65 годам до 30% людей страдает от тугоухости, к 75 годам более 60% нуждаются в обследовании и подборе слухового аппарата.

Причиной заболевания становится дегенеративное перерождение чувствительных нервных клеток во внутреннем ухе. Особенность нейросенсорной старческой тугоухости заключается в том, что в первую очередь отмирают клетки, располагающиеся в основании улитки и отвечающие за звуки высокой частоты. Страдает восприятие детских, женских голосов, разборчивость. Изменения развиваются симметрично, с двух сторон.

Возникновение и прогрессирование тугоухости у пожилых людей провоцируют следующие факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • атеросклероз сосудов;
  • эндокринные заболевания (сахарный диабет).

Исследования позволяют утверждать, что старческая тугоухость связана с инфарктом миокарда в анамнезе. Высокий уровень артериального давления особой роли не играет.

Причины нарушений слуха у детей

Согласно статистике ВОЗ, более половины случаев тугоухости у детей в возрасте до 15 лет можно было предотвратить. Среди таких причин нарушения слуха у детей первое место занимают инфекционные заболевания, такие как:

  • паротит;
  • корь;
  • краснуха;
  • менингиты;
  • грипп;
  • цитомегаловирус;
  • хронический отит.

Самая частая причина из этой группы — хронические воспалительные заболевания наружного и среднего уха. В дошкольном возрасте барабанная перепонка еще не полностью закрывает внутренний слуховой проход, вероятность проникновения инфекции выше. Это указывает на важность своевременного лечения заболеваний ринита, ангины, фарингита.

На втором месте находятся патологии беременности и родов: гипоксическое поражение ЦНС, желтуха новорожденных с высокими цифрами билирубина. На третьем месте причина тугоухости – полиэтиологические заболевания и применение препаратов, оказывающих токсическое действие.

Врожденная тугоухость

О врожденном нарушении слуха говорят тогда, когда ребенок уже рождается с явлениями тугоухости или глухотой. В ряде случаев заболевание сопровождается аномалиями и других органов, их недоразвитием. Врожденная тугоухость может возникать в результате:

  • инфекционных заболеваний матери во время беременности;
  • употребления беременной женщиной алкоголя, наркотических средств;
  • лечения будущей матери некоторыми группами препаратов;
  • гипоксического поражения мозга при беременности, в родах;
  • аномалий развития плода;
  • недоношенности ребенка;
  • гемолитической болезни новорожденных;
  • наследственных форм заболевания.

Около 60% всех случаев врожденной глухоты связывают с токсическим поражением слухового нерва при фетальном алкогольном синдроме. Он возникает, если женщина злоупотребляет алкоголем во время беременности.

Медицинские генетики указывают, что за остроту слуха отвечают до 50 различных генов человека. Вероятность проявления заболевания у ребенка возрастает, в случае если один из родителей уже имеет такое наследственное заболевание. Если же генетически обусловленная тугоухость/глухота есть у отца и матери, риск врожденной патологии у малыша составляет более 50%.

Снижение и потеря слуха может происходить в детском, взрослом, преклонном возрасте, а также возникать внутриутробно. Предотвращение тугоухости возможно с помощью: вакцинации от ряда инфекций, здорового образа жизни, бережного отношения к беременности, своевременного лечения очагов хронической инфекции и профилактического посещения специалистов.

Как общаться со слабослышащими: правила и этика

Глухота как болезнь не заметна, и инвалида по слуху общество ошибочно воспринимает как более здорового человека, чем, например, незрячего инвалида. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э. Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это подтверждают и ученые – Л. С. Выготский, например, был убежден, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».


smartnews.ru

Если глухой человек оказывается в храме, то, в силу незаметности недостатка слуха, с ним часто пытаются общаться таким же образом, как со слышащим. Это хорошо – как знак приятия человека, как попытка установить контакт. Но, как правило, сразу обнаруживается языковой барьер, т.к. глухие люди общаются между собой на незнакомом нам языке – жестовом. Поняв это, важно не потерять интереса к человеку, не исключить его из сообщества прихожан. В идеале нужен хотя бы один человек в храме (помимо священника), который захотел бы изучить жестовый язык, понять физические, психологические и ментальные особенности неслышащего человека, о которых пойдет речь ниже.

ОБ АВТОРАХ:
Татьяна Александровна СОЛОВЬЕВА – декан дефектологического факультета ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, специалист в области сурдопедагогики и инклюзивного образования детей с нарушением слуха.Иеромонах Виссарион (КУКУШКИН) – руководитель Регионального учебно-методического центра пастырского, миссионерского и социального служения неслышащим людям Екатеринбургской епархии. Выпускник Екатеринбургской Православной духовной семинарии и Института социального образования УрГПУ по специальности «Социальная работа». С 2001 г. окормляет православную общину глухих и слабослышащих прихожан во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Екатеринбурга. Член Всероссийского Общества Глухих (ВОГ). С 2007 г. работает переводчиком русского жестового языка в Свердловском региональном отделении ВОГ.

Какой бывает глухота

Итак, среди людей с нарушением слуха различают глухих, слабослышащих, оглохших и имплантированных. О глухоте говорят, когда обнаруживается стойкое двустороннее (на оба уха) значительное поражение слуха, при котором невозможно разборчивое восприятие речи.

Читать еще:  Как понять что у ребенка отит?

Глухота может быть врожденной или приобретенной, что встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю (в возрасте до трех лет) и позднюю глухоту (появившуюся после того, как сформировалась речь). Глухота, врожденная или приобретенная, лишает ребенка возможности без специального обучения овладеть речью. Если же речь уже начала формироваться, то ранняя глухота приводит к ее распаду. Однако нужно знать, что для таких или других случаев нарушения слуха использовать термин «глухонемой» не этично.

Оглохшие (позднооглохшие) – люди, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности их речи зависит от времени наступления глухоты и условий ее развития. Дети, оглохшие в возрасте от трех до пяти лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при более ранней потере слуха.

Имплантированные дети и взрослые – это люди, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка), т.е. операцию по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва, что позволяет посылать в мозг сигналы, вызывающие слуховые ощущения.

Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш).

Язык общения

Основным языком общения глухих людей в России является русский жестовый язык (РЖЯ). РЖЯ – это язык символов и образов, выражаемых жестами.

Глухие люди знают не только РЖЯ, но и русский язык. Поэтому для общения с неслышащими людьми можно использовать и устную речь – ваш собеседник сможет прочитать слова по вашим губам. Для этого слова должны произноситься медленно, разборчиво и хорошо артикулироваться. Можно использовать и письменную речь (при дистанционном общении – смс-сообщения, интернет). Однако надо знать, что неслышащим трудно пользоваться русским языком в повседневной речи (как нам неудобно постоянно пользоваться английским, хотя мы учили его в школе), их словарный запас не богат, многое нуждается в доступном объяснении. Поэтому если мы хотим понять глухого человека и быть поняты им – нужно учить жестовый язык.

В специальных коррекционных школах глухих детей учат дактилологии – пальцевой азбуке (от греч. δάκτυλος – палец). По сути, эти письмо пальцами на национальном словесном языке. Просто все, что мы обычно пишем ручкой, в данном случае мы «пишем» пальцами в воздухе. В дактильной азбуке каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки – дактилемма. Дактильная азбука используется для перевода имен собственных и в тех случаях, когда не удается найти жест для выражения предмета или понятия. Дактилирование обязательно сопровождается устной речью (артикулированием).


Дактилология или дактильная азбука

Конечно, невозможно ожидать, что весь внешний мир будет общаться с глухими на жестовом языке – в транспорте, магазине, больнице. В некоторых житейских вопросах (вызвать врача, проконсультироваться с юристом и т.д.) инвалидам по слуху могут помочь переводчики жестового языка (сурдопереводчики), существующие во многих городах, где есть отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ).

Особенности устной речи глухих и слабослышащих

Людям с нарушенным слухом свойственны изменения голоса. Он может быть слишком высоким (вплоть до фальцета) или низким, гнусавым, приглушенным, слабо изменяющимся по высоте, силе, тембру. Причем, наблюдается закономерность: чем сильнее нарушен слух, тем в большей степени, как правило, нарушен голос. Могут неправильно произноситься отдельные звуки – чаще всего, согласные С, З, Ш, Ж, Щ, Ч и Ц, потому что именно их труднее воспринимать при нарушенном слухе. Из-за всех этих нарушений глухие, как правило, стесняются говорить вслух, видя негативную реакцию на свою речь.

Также у людей с ранней или врожденной глухотой встречаются ошибки в употреблении слов, нарушается привычный порядок слов в предложении (например, «завод трудно, слабый, деньги мало, нет» можно интерпретировать как «сильно устаю после работы, за которую, к тому же, почти ничего не платят»).

Особенности восприятия звуков и речи

Полная глухота встречается редко. Чаще всего, сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные звуки речи и некоторые хорошо знакомые слова, которые произносятся у ушной раковины. Низкочастотные звуки, такие как гудок паровоза, барабан, стук, большинство глухих людей слышат гораздо лучше. У слабослышащих и имплантированных людей возможности восприятия бытовых и природных шумов шире и разнообразнее. Но даже если человек с нарушенным слухом слышит, как тикают часы на стене, он при этом может испытывать большие трудности в различении чужой речи. Нередко так бывает у имплантированных детей и взрослых, не прошедших курс специальной психолого-педагогической реабилитации.

Лучше воспринимаются звуки нормальной громкости. Чересчур громкие звуки, крик могут вызывать у глухого человека болезненные ощущения. В таком случае он закрывает уши руками, морщится. Это связано именно с дискомфортом в ухе, а не с нежеланием общаться и слушать собеседника.

Люди с нарушенным слухом воспринимают устную речь слухо-зрительно – одновременно и читая по губам, и пользуясь остаточным слухом. Однако точность понимания смысла зависит и от собственных усилий неслышащего: от его умения удерживать внимание, задавать уточняющие вопросы, от уровня развития смысловой догадки, когда из «услышанных» фрагментов по контексту мысленно достраивается вся фраза. Поэтому если речь связана с текущей ситуацией, человеку с нарушенным слухом легче понять контекст и смысл сказанного. А вот отвлеченный рассказ о том, что было раньше или будет позже понять ему будет гораздо сложнее. Особую сложность представляет понимание причинно-следственных, пространственно-временных и других грамматических отношений, а также словосочетаний со страдательными причастиями: «излеченные болезни», «нашедшая покой» и т.д. Точное восприятие (т.е. способность дословно повторить) не является гарантией того, что глухой или слабослышащий человек все правильно понял.

Особенности поведения

Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации, – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими. Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным. При этом потребность в общении, дружеской поддержке у неслышащего ребенка или взрослого, конечно же, не меньшая, чем у слышащего. Поэтому люди с нарушенным слухом нередко предпочитают посещать массовые мероприятия или отправляться в путешествия в обществе людей с таким же нарушением.

У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести. Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные голосовые реакции. Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении.

Правила и этика общения c глухими и слабослышащими

– Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.

Читать еще:  Какие капли помогают от шума в ушах?

– Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

– Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».

– Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.

– Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

– Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи). По возможности, избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям.

– При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

– Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.

– Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

– Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другомуперефразировать предложение.

– Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

– Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Врачи «СМ-Доктор» рассказали о симптомах глухоты у ребенка, которые можно пропустить

Человек получает до 20% информации из внешнего мира с помощью звуков. Слух у малыша закладывается еще во время внутриутробного развития. Но и потом что-то может пойти не так — и ребенок начинает терять способность слышать.

Евгения Новячкова
ЕВГЕНИЯ НОВЯЧКОВА
Врач-невролог, врач функциональной диагностики, врач-эпилептолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще

«Наш мир полон разнообразных звуков, от полноты их восприятия напрямую зависит качество жизни. Поэтому задача будущих мам — позаботиться о здоровье малыша еще в период вынашивания, поскольку не всегда нарушение слуха связано с заболеванием лор-органов.

Большую группу причин снижения слуха составляют проблемы в нервной системе, об этом знают далеко не все. Дело в том, что звук в органе слуха трансформируется в биоэлектрические импульсы, которые по слуховому нерву следуют в мозг и там распознаются. Поэтому сбой в этих процессах в той или иной степени приводит к снижению слуха. По статистике, около 90% детей с диагнозом «врожденная тугоухость» рождаются у хорошо слышащих родителей. В каких случаях нужно особенно быть начеку?»

1. Неблагоприятное воздействие во время беременности и родов. При инфекции, ожирении, сахарном диабете, гипоксии у еще не родившегося малыша могут пострадать нейроны головного мозга. К таким же последствиям может привести желтуха новорожденных. Кроме того, громкий звук рядом с младенцем и даже с беременной женщиной способен повредить внутреннее ухо и нарушить слух.

2. Генетические заболевания. Все их не перечислить — группа достаточно большая. Например, при нейрофиброматозе II типа могут развиваться опухоли слухового нерва, а врожденные пороки развития черепа и лица — сопровождаться недоразвитием структур внутреннего и среднего уха (брахио-ото-ренальный синдром, синдром Charge и др.).

3. Врожденные инфекции. Нарушение слуха у малыша может быть последствием таких заболеваний у мамы, как краснуха, цитомегаловирус, вирус герпеса и токсоплазмоз. Чаще всего при этом потеря слуха необратима. Поэтому так важно вовремя сделать прививку против некоторых детских болезней.

4. Воспалительные заболевания нервной системы (менингит, энцефалит и др.). К примеру, менингит в возрасте до одного месяца и поздно начатое лечение значительно повышает риск потери слуха. И таких случаев — 40–50 на 100 тысяч человек.

5. Токсическое действие лекарств. В списке потенциально опасных — некоторые антибиотики и другие противомикробные препараты (аминогликозиды, эритромицин, ванкомицин, хлорамфеникол), противовоспалительные препараты (аспирин, индомитоцин), диуретики (фуросемид), противомалярийные препараты (хинин, хлорохин).

Некоторые из этих препаратов, как, например индометацин и аспирин, имеют возрастные ограничения — с 14 лет. Другие хоть и разрешены в детской практике (как, например, антибиотик гентамицин с одного месяца), но грамотные педиатры не назначают их амбулаторно, а только в стационаре тяжелым больным. Нередко родители ошибаются с дозировкой, а это также играет отрицательную роль и повышает риск потери слуха.

6. Эпилепсия. Избыточные электрические разряды в головном мозге препятствуют нормальной его работе, в том числе пониманию речи. При этом эпилептические приступы с судорогами могут отсутствовать или присоединяться позже.

7. Инсульт. Чаще всего причинами нарушения мозгового кровообращения у детей являются пороки развития сосудов головного мозга — артериовенозные мальформации, аневризмы, а также патология свертывающей системы крови, васкулиты.

8. Новообразования среднего и наружного уха, головного мозга (опухоли, атеромы, холестеатомы и др.)

НАТАЛЬЯ ЯРЕМИНА
Врач-невролог, врач функциональной диагностики, врач-эпилептолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще

«Зачастую главным проявлением нарушения слуха является задержка речевого развития. Чем глубже первая проблема, тем более выражена вторая. И, напротив, при легких отклонениях от нормы снижение слуха может быть не распознано вплоть до подросткового возраста. Судите сами!»

  • При полной глухоте у ребенка в младенчестве присутствует гуление, но лепет уже не формируется.
  • При средней степени снижения слуха он разговаривает, но имеет очень небольшой словарный запас преимущественно из простых слов. При этом малыш реагирует на громкие звуки, поэтому родителям сложно поверить, что речевая задержка связана с этим.
  • Самый сложный для диагностики вариант — легкое снижение слуха. У ребенка богатый словарный запас, но он не слышит разницы между схожими по звучанию буквами (б-п, д-т и др.) и, соответственно, неправильно использует их в речи, а в более старшем возрасте совершает такие ошибки и при письме.
Читать еще:  Как лечить отит камфорным спиртом?

Какие еще неочевидные симптомы говорят о снижении слуха?

  • Ребенок не общается с другими детьми, не выполняет инструкции, не отзывается на имя.
  • У окружающих создается впечатление о нем как об аутисте, он словно на своей волне.
  • Задержка психического развития, когда ребенок с изначально высоким интеллектом просто не получает нужного количества информации и постепенно начинает отставать от сверстников.

ЕЛЕНА ИГНАТЕНКО (ЦИВИЛЕВА)
Врач отоларинголог-сурдолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще

Причин плохого слуха у ребенка — множество. Но даже при таких, на первый взгляд, безобидных, как серная пробка или посторонний предмет, необходима консультация врача. Большое значение имеет своевременное обращение — от этого напрямую зависит благоприятный исход. Не занимайтесь самолечением! Любые непрофессиональные действия могут привести к осложнениям, опасным как для слуха, так и для жизни маленького пациента.

Ребенок с серной пробкой в ухе, как правило, ни на что не жалуется, потому что не испытывает боли. Исключение — когда за серной пробкой воспаляется барабанная перепонка. Часто серные пробки бывают просто «случайными находками» для врачей и родителей на плановом приеме. А слух тем временем ухудшается.

Посторонний предмет в слуховом проходе обычно кто-то из близких замечает. Но бывают исключения! И тогда инородное тело буквально врастает в тело, вызывая либо заложенность уха, и, как следствие, снижение слуха, либо гнойное воспаление, что и является поводом для обращения к врачу.

Экссудативный средний отит также редко вызывает болевой синдром, из-за чего может долгое время оставаться незамеченным. Понаблюдайте за крохой. Если ребенок не сразу отзывается на свое имя, начал переспрашивать, стоит задуматься, а все ли с ним в порядке?

Признаки нарушения слуха

Потеря слуха может сильно замедлить развитие языковых навыков и речи ребенка. Поэтому крайне важно как можно раньше ее обнаружить. Ученые доказали, что речевые навыки слабослышащего ребенка, если он был протезирован слуховыми аппаратами до шести месяцев, аналогичны навыкам ребенка с нормальным слухом.

Проконсультируйтесь со специалистом, если вы заметили, что малыш:

    Даже не вздрагивает при резких громких звуках.

Не может определить место, откуда доносится звук – например, не смотрит или не поворачивает голову в сторону говорящего человека. Дети с нормальным слухом, как правило, начинают локализовать источник звука примерно с шести месяцев.

Часто притрагивается к ушам или дергает за уши. Иногда это может быть симптомом чрезмерного давления или инфекции в ухе.

К 6-8 мес. не появляется характерный лепет, голос по частоте отличается от обычного детского.

Не реагирует на простые просьбы, например, «дай мне мяч», в год или позже. Особенно – когда ваше лицо не находится в поле его зрения и у него нет возможности читать по губам.

Ребенок отказывается общаться и даже ведет себя агрессивно. Это может быть симптомом того, что он не воспринимает информацию, которая должна поступать с помощью слуха, или не может ее адекватно интерпретировать.

Возможно, ребенку будет рекомендовано обследование слуха и составлена аудиограмма, по результатам которой принимается решение о протезировании слуховыми аппаратами и /или курсе реабилитации.

Помните, что легкие или односторонние нарушения слуха сложно обнаружить без специального исследования. Но даже легкие нарушения слуха неизбежно отражаются на полноценном развитии речи и способностей ребенка.

Часто нарушения слуха проявляются у детей среднего дошкольного и даже школьного возраста, которые до этого не испытывали подобных проблем. Это может быть связано как с физиологическими причинами (инфекционные заболевания, отравления и т.д.), так и с генетическими – некоторые наследственные программы, в том числе провоцирующие полную или частичную потерю слуха, «запускаются» в возрасте 3-5 лет.

Поэтому специалисты рекомендуют плановую проверку слуха 1-2 раза в течение дошкольного периода и перед поступлением в школу.

Признаки возможных проблем со слухом у детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Языковые и речевые навыки ребенка не развиваются или развиваются с нарушениями, в том числе по рекомендованным срокам (с задержкой)

Ребенку сложно концентрировать и удерживать внимание даже в рамках обычного для его возраста времени, появляются проблемы с поведением на занятиях

Падает успеваемость и эффективность занятий, ребенку нужно очевидно больше времени на усвоение новой информации и обязательно графическое и письменное подкрепление пройденного

Ребенок часто переспрашивает, при этом пристально всматривается в лица говорящих, испытывает трудности с пониманием речи в шуме

При семейном просмотре телевизора сидит близко к экрану/динамикам, когда установлен нормальный для остальных уровень громкости. Когда смотрит/слушает программу сам — слишком сильно увеличивает громкость телевизора или музыкального проигрывателя

При телефонном звонке не реагирует на голос в трубке или непрерывно перекладывает трубку от одного к другому уху

Дети с легкой и средней степенью нарушения слуха чаще других испытывают трудности в школе –усвоение новой информации, концентрация внимания, общение с одноклассниками требуют гораздо больше усилий. Повышенная утомляемость, проблемы с поведением и успеваемостью могут сигнализировать о том, что ребенка нужно показать специалисту и проверить его слух.

Очень часто у детей с нарушениями слуха этот недостаток компенсирован большей, чем у нормально слышащих людей, чувствительностью и внимательностью к изменениям других факторов окружающей среды. Например, ребенок может реагировать не на звук открываемой двери, а на малейшее изменение освещенности или даже колебания воздуха, а родителям может показаться, что это реакция на звук. Именно поэтому без специального исследования подтвердить или опровергнуть версию о нарушении слуха у ребенка достаточно сложно .

Современная аппаратура позволяет легко и безболезненно определить нарушения слуха у детей практически сразу после рождения. Тем не менее, способность воспринимать и интерпретировать звуковую информацию формируется постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы поведения, речевого и языкового развития. Поэтому важно регулярно проверять слух ребенка, а также – с самых ранних лет приучать его соблюдать простейшие правила профилактики нарушений слуха.

Слух ребенка – очень сложная и хрупкая система. Даже небольшие нарушения в ее работе могут привести к необратимым изменениям или глухоте. Поэтому родителям очень важно внимательно отслеживать все факторы риска, как биологические – инфекционные болезни, наследственные заболевания, так и в окружающей среде – громкие и резкие звуки, повышенный шумовой фон (в помещениях и в транспорте, слишком громко работающий телевизор и т.д.). При первых подозрениях, что ваш ребенок плохо слышит или не слышит совсем, немедленно обратитесь к специалисту за консультацией.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector