Akson-med-med.ru

Аксон Мед Мед
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если у ребенка поднялась температура, что делать

Если у ребенка поднялась температура, что делать?

Курилова Алина ПетровнаВрач-педиатр

Если у ребенка поднялась температура, что делать?

Прежде чем приступить к приему жаропонижающих средств нужно ответить на несколько вопросов:

какой возраст ребенка?

как переносит ребенок повышение той или иной температуры?

бывали ли случаи фебрильных судорог в анамнезе семьи или ребенка?

есть ли другие симптомы заболевания, кроме повышенной температуры?

Повышение температуры или лихорадка – это защитно-приспособительная реакция организма в ответ на воздействия патогенных раздражителей, в результате которых происходит перестройка процессов терморегуляции, приводящая к повышению температуры тела, что стимулирует естественную сопротивляемость организма.

Повышение температуры влияет на организм ребенка как положительно, так и отрицательно.

Положительное влияние заключается в том, что при повышении температуры в организме ребенка активируется иммунная система, усиливается фагоцитоз, возрастает производство антител и повышается уровень интерферона, что помогает приостановить размножение патогенных микроорганизмов и побороть инфекцию.

Отрицательное влияние высокой температуры на ребенка проявляется в возникновении судорог (фебрильных), повышенной нагрузкой на сердечно-легочную систему малыша (учащается частота сердцебиения и частота дыхания). Поэтому лихорадка опасна для детей с пороками развития сердца и бронхолегочной системы, нарушением ритма сердца. Также при повышении температуры страдает работа мозга, печени, желудка, почек и других внутренних органов, что опасно для детей с хроническими патологиями внутренних органов, симптомами обезвоживания, нарушениями развития и болезнями органов нервной системы.

Лихорадка различается:

острая (повышение температуры до 2-х недель),

подострая (течение до 6 недель),

хроническая(свыше 6 недель).

по степени повышения показателя:

субфебрильная (повышение до +38,0 градусов)

фебрильная (с +38.0 до +39.0 градусов),

пиретическая (с+ 39.0 до +41.0 градуса),

гиперпиретическая (свыше +41.0 градуса).

по типу температурной кривой:

постоянная (колебания температуры в течении суток не выше 1 градуса).

послабляющая (суточные колебания до 2 градусов),

атипичная (колебания хаотичны, различны и незакономерны),

изнуряющая (сочетание послабляющей и атипичной лихорадки с колебаниями в течение дня более 2-3 х градусов),

перемежающая (сочетание кратковременных периодов повышения и снижения температуры до нормальных цифр),

возвратная (чередование периодов повышения температуры с периодами нормализации температуры от 2-х до 7 дней).

По рекомендации ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) жаропонижающие средства детям назначаются согласно возрасту:

от момента рождения до 2-х месяцев при показателях температуры +38.0 градусов,

детям от 3-х месяцев до 24 месяцев при показателях температуры +38.5 градусов,

детям от 1года до 5 лет при показателях температуры +39.0 градусов,

детям старше 5-тилетпри показателях + 39.5- +40.0 градусов.

С другой стороны, подход к каждому ребенку должен быть индивидуальный.

  • беспокоен или чувствует слабость,
  • не может терпеть боли в мышцах, головную боль,
  • есть тошнота,
  • отсутствует аппетит,

то необходимо сначала применить физические методы для улучшения самочувствия ребенка:

уложить в постель — так организм сохранит силы для борьбы с инфекцией, успокоить ребенка;

напоить дробно водой или подслащенным теплым растительным чаем с ромашкой, липой, клюквенным морсом;

обеспечить доступ свежего воздуха;

кормить при наличии аппетита малыми порциями теплой пищей(к примеру супом, жидкой кашей на воде, легким завтраком).

Также, согласно клиническому варианту течения лихорадки, применить дополнительные меры охлаждения.

При «красной» или «розовой» лихорадке

  • тело ребенка на ощупь горячее,
  • кожные покровы красные или розовые, влажные,
  • сам ребенок на самочувствие не жалуется, активен, аппетит не пропадает.

В этом случае ребенка необходимо

  • раздеть,
  • обтереть полотенцем, смоченным в воде комнатной температуры,
  • приложить ко лбу прохладный компресс,
  • напоить водой комнатной температуры
  • и обязательно вызвать врача.

При «белой или бледной» лихорадке

  • конечности и тело ребенка на ощупь холодные,
  • губы и ногтевые ложа приобретают синюшный оттенок,
  • кожа бледная и сухая,
  • отмечается нарушение самочувствия: ребенок вялый, возможен бред.

В этом случае ребенка необходимо

  • согреть, растирая руками конечности или используя теплую воду (другие средства запрещены!),
  • одеть носочки,
  • укрыть пледом
  • и напоить теплым чаем или водой.

Применение жаропонижающих средств при таких симптомах малоэффективно — нужно срочно вызвать врача!

Исключением являются дети из группы риска, которым снижают температуру свыше 37.1 градуса. Это дети,

  • имеющие заболевания нервной системы,
  • испытывающие судороги на фоне повышения температуры,
  • страдающие хроническими заболеваниями органов кровообращения, дыхания или с наследственными метаболическими заболеваниями и другими рисками (перегрев, симптомы обезвоживания и т.д.).

Фебрильные судороги диагностируются чаще у детей младше 6 лет при показателях температуры свыше +38 градусов, а также у детей с патологией нервной системы при любых значениях температуры. Таким детям рекомендуется снижать температуру до фебрильных показателей (не выше +38.0) или до тех значений, которые рекомендует врач-невропатолог.

Обычно на фоне повышения температуры у ребенка учащается сердцебиение и частота дыхания:частота дыхания увеличивается на 4 дыхательных движения на каждый градус свыше +37.0 градусов, а частота пульса – на 20 ударов в минуту на каждый градус. Однако на фоне заболеваний органов сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, таких как пороки развития или нарушения сердечного ритма, возможны неадекватные учащения или замедления пульса и дыхания. Таким детям по рекомендации кардиолога и пульмонолога назначаются жаропонижающие средства до показателей фебрильных цифр (т.е. не выше +38.0 градусов).

Детям с наследственными метаболическими заболеваниями (заболевания щитовидной железы, почек, печени,нарушения в иммунной системе и другие) и детям с несовершенными компенсаторными механизмами терморегуляции при лихорадке (это некоторые дети от момента рождения до 2-х месяцев) также по рекомендации смежных специалистов назначают жаропонижающие средства до фебрильных цифр.

Температура у ребенка

Перегрев — повышение температуры тела на фоне дополнительного воздействия тепла

  • длительное пребывание на солнце,
  • использование излишней одежды,
  • излишнее укутывание детей).
Опасность перегрева связана с риском теплового удара. Он проявляется
  • не только в повышенной температуре,
  • но и в нарушении сознания, судорогах,
  • нарушениях работы сердца и дыхания.

Первая помощь заключается в том, чтобы вызвать бригаду Скорой помощи «112».

До приезда врача
  • ребенка раздеть,
  • перенести в прохладное место или в тень,
  • обеспечить доступ свежего воздуха или обдув вентилятором (но не охлажденным воздухом!),
  • приложить ко лбу холодный компресс,
  • обтереть тело прохладной водой или укутать простыней, смоченной прохладной водой.

Жаропонижающая терапия детям должна назначаться строго индивидуально с учетом клинических и анамнестических данных.

Важно знать, что прием жаропонижающих средств не сокращает длительность лихорадочного периода. При окончании действия препарата температура вновь повышается.

Жаропонижающие средства имеют массу побочных эффектов:

  • аллергические реакции,
  • кровоточивость,
  • повреждения желудка (рвота, срыгивание),
  • синдром Рея (на фоне высыпания, рвоты возникает психомоторное возбуждение).

Кроме того, снижение температуры тела не должно быть критическим, необязательно добиваться нормальных показателей. Достаточно понизить температуру на 1.0 или 1.5 градусов, что позволит улучшить самочувствие ребенка и избежать коллапса.

Читать еще:  Как греть ухо синей лампой при отите и можно ли это делать?

Коллапс развивается при критическом (быстром и резком) снижении температуры в течение короткого времени (с 40-41 градуса до 37-36.0 градусов) на 2.5 — 3,0 и более градусов.

В результате возникает
  • острая сердечно-сосудистая недостаточность, сопровождающаяся спазмом сосудов и нарушением кровообращения.
Ребенок ощущает
  • холод или озноб,
  • резкую слабость,
  • головную боль,
  • жажду,
  • у него бледные кожные покровы вплоть до синюшного оттенка,
  • липкий пот,
  • похолодание конечностей,
  • бессонница,
  • одышка вплоть до поверхностного дыхания,
  • учащенное сердцебиение,
  • снижение артериального давления,
  • судороги,
  • потеря сознания.
Первая помощь до приезда врача:
  • уложить ребенка так, чтобы голова не была приподнята, а ноги лежали на подушке (на 30-40 см выше головы).
  • Согреть, обложив ребенка грелками,
  • укрыть,
  • растереть конечности руками,
  • напоить теплым подслащенным растительным чаем, водой,
  • сменить нательное и постельное белье.

Важно знать и то, что жаропонижающие средства не должны применяться курсами, так как это затрудняет диагностику заболевания ребенка. Повышение температуры нередко бывает единственным проявлением нарушения состояния здоровья ребенка. Поэтому необходим осмотр врача и дополнительные обследования.

Кишечная инфекция у ребенка: что делать?

В летнее время у ребенка много свободного времени, на каникулах — больше игр, новые знакомства, дачные приключения и, к сожалению, больше возможностей подхватить кишечную инфекцию. Её внешние проявления часто пугают родителей: малыша тошнит, появляется диарея, может повыситься температура. Расскажем, что делать в таких случаях.

живот ребенка.jpg

Кишечная инфекция у ребенка — явление достаточно распространенное, особенно летом. Прежде всего следует уяснить, что понос и рвота никогда
не бывают самостоятельным заболеванием. Слово «инфекция» подразумевает воздействие микроорганизмов, в первую очередь вирусов и бактерий.
Попасть в организм они могут разными путями. Некоторые бактерии и вирусы попадают в организм с загрязненной водой и пищей. Так, в яйцах, сыром мясе и молочных продуктах могут содержаться сальмонеллы и кишечные палочки, а в моллюсках и в листьях салата — норовирус. Также можно подхватить кишечную инфекцию непосредственно от больного человека, особенно если он не соблюдает правила личной гигиены: не моет руки после туалета, пользуется общей посудой и полотенцем, посещает бассейн и другие общественные места в острый период болезни. Именно так чаще всего передается ротавирус.

СИМПТОМЫ КИШЕЧНОЙ ИНФЕКЦИИ:
• общая слабость, недомогание;
• приступообразная многократная рвота, частые позывы к ней;
• частый жидкий стул (до 15 раз в сутки);
• высокая температура (до 39° С);
• боль и дискомфорт в животе;
• головная боль;
• нарушения сна;
• симптомы ОРВИ: кашель, насморк, ломота в теле.

Обычно пугающие симптомы проходят за 1-3 дня, но довольно сильно опустошают организм: вместе с рвотой и жидким стулом выводится много воды, что может нарушить работу внутренних органов. Обезвоживание — опасное состояние, поэтому первичной задачей в лечении легкой кишечной инфекции будет восполнение водных потерь, а последующей — прием сорбентов и препаратов цинка (у детей старше 6 месяцев).

ВАЖНО! В ПЕРВЫЕ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ БОЛЕЗНИ РЕБЕНКУ НУЖНО ВЫПИТЬ НЕ МЕНЕЕ 50 МЛ ЖИДКОСТИ НА КИЛОГРАММ ЕГО ВЕСА. ПРИ ЭТОМ РЕБЕНКА ЛУЧШЕ ПОИТЬ ЧАСТО И НЕБОЛЬШИМ ОБЪЕМОМ, ЧТОБЫ НЕ СПРОВОЦИРОВАТЬ РВОТУ. В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОН ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬ НЕ МЕНЕЕ 10 МЛ/КГ ПОСЛЕ КАЖДОГО ЭПИЗОДА ДИАРЕИ И 2 МЛ/КГ ПОСЛЕ КАЖДОЙ РВОТЫ.

КОГДА ОБРАТИТЬСЯ К ВРАЧУ:
• ребенку меньше 12 месяцев (особенно если меньше 6);
• диарея и рвота сохраняются больше суток, а вам не удается самостоятельно восполнять потери жидкости;
• ребенок отказывается пить;
• у ребенка появились признаки обезвоживания (сухость во рту, жажда, редко мочится, моча слишком насыщенная, с резким запахом);
• у ребенка держится высокая температура (выше 38,9° С);
• сохраняется или нарастает боль в животе;
• ребенок стал вялым, его невозможно разбудить;
• появилась кровь в стуле или рвотных массах: опасение вызывает не только красный, но и черный цвет;
• вы подозреваете, что ребенок мог отравиться грибами, лекарствами, другими опасными веществами;
• ребенок с трудом глотает, у него двоится в глазах, нарушилась речь (похоже на ботулизм).

ВАЖНО! ПРИ КИШЕЧНОЙ ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ НЕОБХОДИМО ИСКЛЮЧИТЬ АППЕНДИЦИТ, ПАНКРЕАТИТ, ЛАКТАЗНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, ДИСКИНЕЗИЮ ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ И ДРУГИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖКТ, ПОТОМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНО МОЖЕТ ПОНАДОБИТЬСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ХИРУРГА И ГАСТРОЭНТЕРОЛОГА.

Что делать если у ребенка частые отиты?

Наиболее частые причины болей в животе у школьников

В школьном возрасте жалобы на повторяющиеся боли в животе предъявляют более половины детей. В некоторых случаях боли проходят бесследно и не требуют проведения серьезного лечения, но в 50–70% они продолжают беспокоить пациентов, переходя в хронические гастроэнтерологические заболевания.

Существует большое количество заболеваний, которые сопровождаются болями в животе. По характеру различают острые, хронические и рецидивирующие боли в животе.

Острая боль в животе может быть следствием острой хирургической патологии, травмы, острого инфекционного заболевания или пищевого отравления.

Значительно чаще встречаются пациенты с жалобами на рецидивирующие боли в животе.

Боль в животе (абдоминальная боль) является наиболее распространенным симптомом
  • при заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта (желудок, поджелудочная железа, кишечник, печень, желчный пузырь);
  • при заболеваниях почек;
  • при заболеваниях органов малого таза.

У здоровых людей, как правило, боль в животе появляется при переедании или при избыточном газообразовании. Такая боль не требует никакого специального лечения, она проходит самостоятельно в течение нескольких часов или дня.

Что не нужно делать при сильных болях в животе?

  • Не следует принимать обезболивающие препараты – это затруднит определение истинной причины болей в животе
  • Не прикладывать теплую грелку на живот
  • Не принимать слабительные
  • Ни в коем случае не нужно самостоятельно ставить клизмы
  • Пациент при сильных болях в животе должен воздержаться от еды и питья

Если в течение 2-4 часов состояние ребенка становиться хуже (усиливается боль в животе), то нужно вызвать врача (скорую помощь).

Аппендицит

Аппендицит встречается у одного из шести детей. Редко бывает у детей до 2 лет. Удаление аппендикса – одна из наиболее частых операций у детей.

Аппендицит можно заподозрить по следующим признакам:

  • дети теряют аппетит,
  • периодически бывает тошнота, слабость и усталость,
  • иногда незначительно повышается температура тела.

В некоторых случаях бывают боли вокруг пупка, которые держатся несколько часов, потом усиливаются и локализуются внизу живота справа. Боль усиливается, ребенок старается лечь с приведенными к животу ногами. Аппендициту может сопутствовать запор или небольшой понос. Отмечается выраженная боль при дотрагивании в правой нижней стороне живота. При наличии таких признаков ребенка нужно срочно доставить в больницу.

Кишечная инфекция

Гастроэнтерит (кишечная инфекция) начинается с тошноты, рвоты, повышения температуры тела и приступообразных болей. Позже появляется понос. Боль усиливается до и после еды. Часто похожие симптомы заболевания бывают и у других членов семьи.

Читать еще:  Чем лечить отит уха у ребёнка

Переохлаждение и боли в горле возникают у маленьких детей несколько раз в году. Вирусы и бактерии вызывают воспаление не только лимфоузлов шеи, но и брыжейки кишечника. Иногда боли в животе при этом бывают сильными, похожими на боли при аппендиците.

Боли в горле и животе могут сопутствовать также инфекционному мононуклеозу и так называемым энтеровирусным инфекциям.

В 4-5% случае периодически возникающие сильные боли в животе у детей, сопровождаются тошнотой и рвотой, но не связанны с отравлением или кишечной инфекцией и могут быть следствием спазма сосудов кишечника (абдоминальной мигрени). В случае таких болей ребенка следует показать невропатологу.

Гастрит и гастродуоденит

Боли, возникающие сразу или в течение 20-30 минут после еды говорят о заболеваниях пищевода и желудка. Ночные боли, «голодные», проходящие после еды или возникающие через 1-2 часа после еды говорят о замедленной эвакуации желудочного содержимого и о заболеваниях 12-перстной кишки (в том числе о язвенной болезни). При нарушении процессов пищеварения, при заболеваниях тонкой кишки боли чаще возникают после приема свежих фруктов и овощей, преимущественно в вечернее время.

При появлении у ребенка подобных жалоб, первым правилом для родителей должно стать соблюдение ребенком режима дня. Дети начальных классов должны ложиться спать в 21.00, старшие школьники – в 22.00. У младших школьников обязательно должно быть время для дневного сна. Все дети должны иметь возможность погулять, поиграть после школы. Важно помнить о 3-разовом горячем питании. Если в школе на завтрак нет горячей еды, то кормить ребенка надо дома. Если ребенок дополнительно занимается в кружках или секциях, у него должно быть время спокойно пообедать. Не разрешайте детям кушать на ночь, ужинать надо за 1,5-2 часа до сна.

Родители должны объяснить ребенку чем плохо потреблять фаст-фуд, чипсы, газированные напитки. Если боли в животе периодически повторяются у ребенка в течение 2 – 3 месяцев, это должно насторожить родителей: а нет ли у ребенка хронического гастрита и не пора ли обратиться к врачу?

Частая причина длительных болей в животе у детей – запоры. Запоры нарушают работу кишечника и проявляются болями в виде колик.

Воспаление почек

Воспаление почек чаще возникает у девочек и начинается с болей в боку или пояснице. Дети часто мочатся, у них отмечается повышение температуры тела, тошнота и рвота. В случае таких симптомов ребенка следует показать урологу.

Растяжение мышц живота

Растяжение мышц живота бывает при чрезмерных занятиях физкультурой, кашле или рвоте. Боль появляется только при ходьбе или если ребенок пытается сидеть прямо. Боль внезапная и при этом острая (в отличие от гастроэнтерита, когда боль тупая). Общее состояние не нарушается, сохраняется хороший аппетит.

Психологические проблемы

Психологические проблемы бывают у 10 % детей школьного возраста. В 90 % случаев невозможно выявить какую-то физическую причину болей. Они вызваны переживаниями, стрессами либо иными психологическими факторами. Дети описывают в этих случаях появляющуюся и исчезающую тупую боль вокруг пупка. Такие дети обычно бледные, уставшие, у них бывают головные боли и тошнота. Хотя в большинстве случаев эти явления проходят самопроизвольно, надо наблюдать за ребенком, чтобы не пропустить какое-либо заболевание. Боли в животе, обусловленные психологическими причинами, иногда бывают довольно сильными, поэтому внимательнее отнеситесь к ребенку и постарайтесь выяснить причину. Иногда необходима консультация психотерапевта и беседа с учителями в школе.

Что делать, если ребенок заикается?

Заикание у детей может стать причиной значительных психологических проблем в подростковом и зрелом возрасте. Важно своевременно распознать появившийся дефект речи и начать лечение. Проблем можно избежать, если подойти к их решению комплексно. Мы расскажем о первых признаках заикания, на которые нужно обратить внимание, о причинах его возникновения и особенностях лечения.

Что такое заикание

Медицина определяет проблему как речевое нарушение, при котором человек часто повторяет некоторые слова или слоги, протяжно произносит отдельные звуки, будучи не в силах выговорить их полноценно. Страдает плавность, ритм, темп произношения фраз. Врачи определяют нарушение термином «логоневроз». По статистике, он встречается примерно у 2-3% людей, то есть довольно распространен.

Физиологические причины — в спазмировании и судорогах мышц, отвечающих за говорение. Эти нарушения негативно отражаются на дыхании, силе и высоте произносимых звуков. Физиология этого процесса схожа с икотой.

Когда человечество начало заикаться?

Проблема известна еще со времен египетских фараонов и, вероятно, сопровождает человечество с тех древних времен, когда появилась беглая и членораздельная речь. Заикались многие великие люди, например, римский поэт Вергилий, древнегреческие писатели Плутарх и Геродот. Есть сведения, что заиканием страдал философ Демосфен, при этом он стал известным оратором.

В каком возрасте появляется проблема?

Чаще всего ребенок сталкивается с заиканием в 3-4-летнем возрасте, когда формируется речевой аппарат и психика. Однако логоневроз может проявиться в более позднем возрасте — вплоть до подросткового. Возникновение проблемы в зрелом возрасте — крайне редкое явление, так как оно связано с формированием нервной системы и речевой функции мозга. А этот период приходится на возраст 3-6 лет. Примечательно, что значительно чаще нарушение возникает у мальчиков, так как мозговое полушарие, отвечающее за речь, у них развивается медленнее.

Из-за чего ребенок может начать заикаться

Органические причины

Ряд причин связан с проблемами раннего развития и органическими поражениями нервной системы:

  • генетическая предрасположенность;
  • травмы во время родов;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • инфекции, которые перенесла мать во время беременности;
  • болезни, связанные с обменом веществ у беременной матери;
  • частые ЛОР-заболевания ребенка в первые 3 года жизни.

В данных случаях вылечить заикание у ребенка проблематично. Ведь оно вызвано физиологическими отклонениями в развитии нервной системы. У детей могут быть нарушены рефлексы, есть склонность к судорогам, происходят скачки внутричерепного давления. Проблемы поддаются коррекции с помощью лекарственных препаратов, которые подбирает врач.

Приобретенные причины

В основном, они связаны со стрессами, неврозами, из-за которых ребенок может начать заикаться. Чаще всего это случается на 4-5 год жизни, когда нервная система максимально восприимчива к внешним факторам. К таковым врачи относят:

  • сильные и частые ссоры;
  • изменения в жизни (например, начало посещения детсада);
  • неблагоприятную атмосферу в семье;
  • резкий испуг;
  • чрезмерные интеллектуальные нагрузки;
  • эмоциональные потрясения;
  • неупорядоченный быт, режим дня ребенка.

Нередко ребенок начинает заикаться в период освоения родного языка, когда родители начинают усиленно заниматься его развитием. Мозг не успевает воспринимать всю массу информации, особенно если к родному языку подключают еще и изучение иностранного. Поэтому при любых интеллектуальных занятиях с малышом важно не перегружать его. Особое внимание следует обращать на эмоциональных детей.

Читать еще:  Правила по гигиене слуха

По статистике, более 80% случаев заикания имеет именно приобретенные причины. У таких детей нет никаких физиологических отклонений, а речевые нарушения достаточно хорошо поддаются коррекции.

Как понять, что у малыша речевые нарушения?

Легче всего лечить заикание, когда его обнаружили на самой ранней стадии, пока головной мозг еще не «зафиксировал» дефект речи, пока он не превратился в рефлекс и не отразился на психике малыша. Поэтому, когда ему исполнится 3-4 год, рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:

  • при произнесении фраз ребенок останавливается, часто дышит, как бы собираясь с силами;
  • запинается, повторяет одни и те же слоги, слова;
  • перед фразой произносит дополнительные звуки (и, а, э);
  • вовсе отказывается говорить, резко замолкает;
  • становится замкнутым.

Любой из этих симптомов — повод обратиться к врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и без последствий решится проблема.

С чего начать лечение, когда заикается ребенок

Прежде всего, нужно исключить (или подтвердить) физиологические нарушения, которые могут спровоцировать речевой дефект. Поэтому обратитесь к неврологу или невропатологу. Врач назначит обследования, которые помогут определить нарушения в работе головного мозга, нервной системы, мышц.

Дальнейшая терапия зависит от физиологической причины заикания. Это может быть прием успокаивающих препаратов, массаж, акупунктура, процедуры для укрепления нервной системы.

Какой врач лечит заикание?

Логопед

Если физиологических отклонений у ребенка не обнаружили, следующий шаг — обращение к логопеду. Этот специалист занимается коррекцией речевых дефектов и поможет малышу научиться правильно произносить звуки, которые ему никак не поддаются. Логопед определит характер заикания — оно может быть тоническим (протяжные главные звуки) и клоническим (запикни на согласных). А затем выберет оптимальную методику лечения.

  • Научит равномерно дышать, чтобы дыхание не сбивалось и оставалось ровным на протяжении всей фразы.
  • Расставлять паузы для экономии речевых усилий и снятия спазмов в мышцах.
  • Формировать звуки, используя речевой аппарат: гортань, язык, зубы, губы.

Специалист работает над тем, чтобы малыш преодолел слабость артикуляционного (речевого) аппарата. Для этого логопед будет заниматься развитием определенных мышц, например, гортани, шеи.

Психолог

Однако в большинстве случаев одной лишь его работы недостаточно. Причины заикания неразрывно связаны с психологическими проблемами. Их нужно корректировать не меньше, чем речь. Поэтому рекомендуем обращаться также к психологу. Посещения этого специалиста могут оказаться даже более эффективными, чем визиты к логопеду.

Мышечные спазмы часто связаны с нервным перенапряжением, неспособностью эмоционально расслабиться. Поэтому данный врач будет заниматься с заикающимся ребенком в таких направлениях:

  • Научит грамотно вести себя в стрессовых ситуациях.
  • Расслабляться и отдыхать.
  • Контролировать свои эмоции.
  • Преодолевать свои страхи.
  • Контактировать со сверстниками.
  • Выражать себя в творчестве, общении.

Существует огромное множество методов работы психологов с заикающимися детьми. У малышей это может быть развитие мелкой моторики, у детей постарше — прослушивание записей собственной речи с последующей ее коррекцией.

Что делать родителям дома?

Вылечивать логоневроз без помощи родителей дома неэффективно, так как основная поддержка должна исходить именно от них. Поэтому приготовьтесь к тому, что обращаться к психологу и учиться у него придется и вам. Чтобы скорректировать психологические проблемы у ребенка, нужно изменить быт и образ жизни дома. Лучше всего предупреждать заикание, не допуская ситуаций, которые провоцируют ухудшение.

Режим

Организуйте распорядок дня, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального напряжения чередовались с полноценным отдыхом и релаксацией.

Дети должны спать не менее 8 часов в сутки, поэтому вам необходимо организовать быт, пространство жилища, звуковую атмосферу так, чтобы обеспечить этот минимум.

Интонации

Малыш должен ощущать уверенность и спокойствие, исходящее от родителей, поэтому обращаться к нему нужно неторопливо, негромко, спокойно, не перебивать его. Важно объяснить и близким людям, что именно так нужно делать.

Похвала

Развивайте уверенность малыша в себе — хвалите его за любые успехи. Создавайте ситуации, в которых он мог бы проявить себя с лучшей стороны. Однако не следует путать похвалу за успехи с баловством.

Обстановка

В семейных отношениях ссоры должны остаться под запретом. Невозможно вылечивать ребенка и предупреждать заикание в агрессивной и напряженной атмосфере. Это же касается и посещения шумных компаний или мест.

Досуг

Ограничьте просмотр передач, фильмов, мультиков или игры, которые вызывают эмоциональное перевозбуждение. Досуг должен быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.

Общение

Постепенно и деликатно расширяйте круг общения малыша, предлагая ему посещение общественных мест, которые не вызывают сильных эмоций. Знакомьте его с интересными людьми. Они помогут его адаптации в окружающем мире.

Активность

Дозированные физические нагрузки положительно сказываются на нервной системе, а также развитии мышц. Поэтому физкультура, плаванье, бег, просто прогулки, игры на свежем воздухе должны стать нормой.

Ограничения

Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут оказать негативное влияние на детские эмоции (наказания также должны быть спокойными, какой бы проступок малыш ни совершил). Категорически нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате.

Какой должна быть речь взрослых

Чтобы предупреждать рецидивы речевых нарушений (а они вполне могут случаться), вам как родителям необходимо изменить или тщательно следить и за своей собственной речью. Это касается ваших разговоров между собой. Дети активно воспринимают говорение вокруг них и бессознательно подражают ему:

  • Разговаривайте четко, внятно, без ошибок и не торопясь.
  • Старайтесь произносить фразу чуть медленнее, чем обычно.
  • Избегайте сложных, непонятных малышу слов.
  • Различные «страшные» темы разговоров — табу.
  • Не рекомендуется разговаривать по слогам или напевать фразы.

Постарайтесь, чтобы малыш подружился с уравновешенными детьми, у которых хорошо развита речь. Если его речевая активность чересчур высокая, искусственно ограничьте ее, предоставив возможность некоторое время молча играть наедине с собой. Старайтесь, чтобы ребенок больше слушал, чем говорил.

Что нужно делать для избавления от заикания

Многие знаменитости преодолели заикание. Сейчас сложно поверить в то, что Элвис Пресли, Брюс Уиллис, Уинстон Черчилль страдали от этого дефекта. Избавиться от него можно навсегда. Сделать это сможет и ваш ребенок, какой бы речевой дефект у него ни присутствовал. Однако для этого необходимы серьезные усилия, настойчивость, терпение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector