Akson-med-med.ru

Аксон Мед Мед
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сатурация при коронавирусе

Сатурация при коронавирусе

Сатурация (англ. saturation — «насыщенность») крови кислородом показывает, сколько этого жизненно важного для органов газа на данный момент содержится и циркулирует в крови. Показатель выражается в процентах. Низкая сатурация, в том числе при коронавирусе, указывает на гипоксемию, которая требует срочных действий. Необходимо поднять уровень кислорода в легких и крови, чтобы предотвратить осложнения, а иногда и сохранить пациенту жизнь.

Сатурация крови кислородом измеряется специальным прибором — пульсоксиметром. С помощью этого экспресс-анализа врачи скорой помощи могут получить объективную информацию о состоянии дыхательной и кровеносной системы больного, а также оперативно принять решение о госпитализации и кислородной поддержке. Быстро сделать КТ легких не всегда представляется возможным. Если при COVID-19 у пациента явно снижена сатурация, это с наибольшей вероятностью говорит о вирусном поражении легких — пневмонии.

Измерение сатурации крови кислородом прибором пульсоксиметром позволяет бригадам скорой помощи определить тяжело больных пациентов с вероятно обширным поражением легких, вызванных COVID-19, а также оперативно принять решение о госпитализации и необходимой дополнительной кислородной поддержке.

Если у больного коронавирусом есть такой прибор дома, то он может проводить мониторинг самостоятельно, однако важно понимать, что пульсоксиметрия (измерение сатурации) не заменит визуальной оценки состояния легких (КТ легких), а неправильная интерпретация этого показателя может только напугать пациента, ввести в заблуждение бригаду скорой помощи или стоить больному жизни.

Пациенту с новой коронавирусной инфекцией и медикам нельзя ориентироваться исключительно на показатель сатурации — результат измерения сильно зависит от ряда сторонних факторов: чувствительности прибора, освещения, цвета кожи больного. Между тем, если опираться на этот показатель как на основной (без спирометрии и КТ) велика вероятность неадекватной оценки здоровья человека — при тяжелой пневмонии сатурация может некоторое время держаться в норме, а потом резко упасть. В ночное же время сатурация снижается даже у здорового человека.

В этом материале мы разберем основные вопросы, связанные с сатурацией при коронавирусе.

Что такое сатурация?

Под сатурацией понимается показатель насыщенности крови кислородом, который поступает из легочных альвеол. Вместе с кровью кислород транспортируется к органам и тканям. Снижение сатурации при COVID-19 говорит о гипоксемии, вероятной причиной которой является вирусно-инфекционное поражение легких. Гипотеза может быть подтверждена или опровергнута на компьютерной томографии — в ходе визуальной оценки легких.

Какая норма сатурации у здорового человека?

Нормой для здорового человека считается SpO2 = 95-99 (или 100)%. Норма сатурации крови кислородом зависит от индивидуальных особенностей организма человека, например, от наличия или отсутствия анемии, апноэ, хронических заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем, вредных привычек, возраста. Ночью у каждого человека сатурация снижается, причем различия бывают существенными. Например у людей с хроническими заболеваниями дыхательной системе (ХОБЛ, апноэ), адаптировавшихся к постоянной нехватке кислорода, показатель может упасть до 90% (в глубокой фазе сна).*

По наблюдениям медиков, работающих в больницах с тяжелобольными пациентами, которые находятся «на кислороде», наиболее опасное время — с 3 до 7 часов ночи. В это время регистрируется наибольшее количество летальных исходов из-за снижения сатурации, точнее из-за кислородной гипоксемии.

R.E. Gries, L.J. Brooks, Normal oxyhemoglobin saturation during sleep. How low does it go? K. Szabó, F. Ihász, The effect of reduced oxygen saturation during sleep on depression, 2020

Почему при коронавирусе снижается сатурация?

Не у всех пациентов при COVID-19 снижается сатурация, а только при развитии осложнения — вирусной пневмонии. Снижение сатурации говорит о вероятной дыхательной недостаточности. Если коронавирусная инфекция проникла к легочной ткани, а иммунитет человека не может справиться с ней, в легких начинается деструктивный процесс — альвеолярные перегородки (и интерстиций) повреждаются и воспаляются, а сами альвеолы заполняются жидким экссудатом — в норме они заполнены воздухом и являются начальным пунктом транспортировки кислорода к органа, в том числе к сердцу и головному мозгу. Поскольку при коронавирусе повреждение бронхиального дерева не наблюдается, снижение сатурации у пациента может говорить о сокращении функциональных участков легочной ткани.

Если при коронавирусе сатурация ниже 95%, больного могут госпитализировать.

Зачем измеряют сатурацию при коронавирусе?

Сатурацию при коронавирусе измеряют, чтобы быстро выявить опасную для жизни гипоксемию. Таким образом определяют тяжесть заболевания и принимают решение о дальнейших действиях: госпитализация, кислородная поддержка, компьютерная томография.

В зарубежной литературе есть термин «тихая гипоксемия» (Silent Hypoxemia), который появился только недавно, в условиях пандемии COVID-19, когда стало ясно, что довольно большой процент пациентов поступает в больницу с острой нехваткой кислорода, непропорциональной симптомам. Выходит так, что больные могут дышать, не задыхаются, сильный кашель и температура отсутствуют, при этом легкие сильно поражены, сатурация критически низкая, и необходим дополнительный кислород.

Может ли пациент с симптомами коронавируса как-то заподозрить у себя нехватку кислорода в связи с пневмонией? Да.

Симптомы снижения сатурации

  • Попробуйте задержать дыхание на несколько секунд — если вы не можете не дышать так долго как раньше, и это действие вызывает трудности, имеет смысл измерить сатурацию.
  • У вас увеличились частота дыхания и сердцебиения.
  • Кожа побледнела и приобрела синеватый оттенок (лицо, губы, кончики пальцев).
  • Вы ощущаете сильную усталость и сонливость.
  • Болит и кружится голова, появились проблемы с памятью и концентрацией внимания.
  • У вас проявляются некоторые симптомы заболевания дыхательной системы: одышка, дискомфорт и непривычные ощущения в грудной клетке, покашливание.

Что делать, если упала сатурация?

Не паникуйте из-за снижения сатурации — нормальные жизненные показатели можно быстро восстановить, и даже значение 70% в течение нескольких дней совместимо с жизнью, причем шансы могут быть даже выше, если у пациента, например, хроническая обструктивная болезнь легких, и к низкому уровню кислорода его организм уже адаптировался. Сатурация может падать несколько дней.

Тем не менее, если при коронавирусе сатурация упала до 95%, 93, 90…%, а все измерения произведены верно (важно проверить, чтобы у пульсоксиметра был адекватный уровень заряда батареи, а сам прибор был зарегистрирован как медицинское изделие, а не приобретен у сомнительного производителя) — необходимо вызвать скорую помощь.

Почему данные пульсоксиметрии могут вводить в заблуждение?

Важно понимать, что на результат пульсоксиметрии могут влиять: чувствительность прибора (в т.ч. заряд батареи), освещение, цвет кожи пациента (чем темнее, тем выше будет показатель, что не отражает реального положения дел).

Понятие «норма сатурации» очень условно. Бывает, что пациенты с признаками коронавирусной инфекции и мобильным неинвазивным аппаратом для измерения сатурации начинают паниковать и звонить в скорую, если кислород в крови опускается, например, до 93%. Для этого обратимся к данным таблицы условной нормы:

Когда нужна госпитализация и кислородная поддержка?

  • Если показатель упал до 93%, и больной чувствует себя плохо (выражена гипоксемия, дыхательная недостаточность, респираторная симптоматика).
  • При значительном проценте поражения легких на КТ (> 50%, при КТ-3, КТ-4).
  • Пожилой возраст пациента.
  • Сопутствующие хронические заболевания дыхательной системы.
  • Сопутствующие хронические заболевания сердечно-сосудистой системы.
  • Изначально низкая сатурация на фоне анемии.
  • Беременным женщинам.
  • Пациентам с иммунодефицитом.
  • Пациентам с ожирением.
  • При сахарном диабете.

Снижение сатурации опасно прежде всего для этих групп пациентов.

Если у госпитализированного пациента сатурация низкая и не поднимается даже с кислородом, то согласно действующим рекомендациям врачей-реаниматологов, больному проводится интубация трахеи.

Можно ли самостоятельно быстро поднять сатурацию?

До приезда скорой помощи и оксигенотерапии больной может принять следующие меры:

Читать еще:  Что такое сухое тепло и как его сделать дома?

1. Сделайте дыхательные упражнения

Сядьте прямо, опустите плечи, выпрямитесь и постарайтесь расслабиться.

Упражнение 1

  • Поднимите одну руку вверх и возьмитесь за торшер / перекладину / ручку двери, чтобы зафиксировать положение руки.
  • Другую руку положите на диафрагму. Глубоко дышите, приподнимая диафрагму на вдохе.

Упражнение 2

  • Продолжайте держать одну руку вверх, другую держите вытянутой вперед.
  • На вдохе поворачивайте корпус в сторону вытянутой прямо руки (если поднята левая рука — поворачивайте корпус влево и наоборот).

Упражнение 3

  • Глубоко дышите с одной поднятой вверх рукой. Рука зафиксирована на любом предмете (торшер) или стене.

Откройте окна и проветрите помещение.

Лежите до 30 минут на животе.

Важно! Пожилым пациентам ввиду индивидуальных анатомических особенностей лежать на животе нельзя — возможно сдавливание дыхательного органа.

Нет данных, что какие-либо медикаменты способны эффективно повысить у больного коронавирусом сатурацию. Однако при отсутствии индивидуальной непереносимости и наличии в домашней аптечке аспирина, допустимо использование этого препарата.

Прием антикоагулянта аспирина ассоциируется со снижением потребности в механической вентиляции легких и в переводе в отделение интенсивной терапии, а также со снижением смертности пациентов, госпитализированных с COVID-19.

В целом, врачи, работавшие с тяжелобольными пациентами, неоднократно отмечали, что оксигенотерапия, а точнее постоянное пребывание пациента «на кислороде» менее эффективно, чем дыхательные упражнения. Больной должен самостоятельно, под контролем медицинского персонала дышать, «разминая» и стимулируя легкие.

Важно!Выполнение популярного упражнения с «надуванием» воздушных шариков не допустимо при поражении легких КТ-2, КТ-3, КТ-4 и особенно у пожилых пациентов, поскольку поврежденный и перерастянутый легочный матрикс может просто не выдержать нагрузки.

Как поднять сатурацию после вирусной пневмонии?

Если и после перенесенного коронавируса сатурация немного снижена, то это нормально — легочной ткани требуется время на восстановление прежней жизненной емкости дыхательного органа. Крайне полезны дыхательная гимнастика (см. комплекс дыхательных упражнений Стрельниковой) и прогулки на свежем воздухе с умеренными физическими нагрузками.

Для предотвращения агрессивного спаечного процесса в легких пациентам с выраженными на КТ фиброзными изменениями; обычно при КТ-4, КТ-3, реже при КТ-2 и очень редко при КТ-1 назначается антиоксидантная терапия пневмофиброза, которая включает диету, обогащенную антиоксидантами, ацетилцистеин, витамины группы Е (если нет аллергии).

Для уточнения диагноза и причин сниженной сатурации, после коронавируса важен КТ-контроль.

Когда еще у человека снижена сатурация?

  • При пороках сердца;
  • При гиповентиляции легких (при замедлении частоты выдохов и вдохов);
  • При анемии;
  • При хронических заболеваниях легких и бронхов (ХОБЛ, эмфизема);
  • Если снижена концентрация кислорода в воздухе;
  • При диффузных нарушениях;
  • При избыточных нагрузках;
  • При курении;
  • При избыточном весе;
  • При перепадах атмосферного давления;
  • В ночные часы (с 3 до 7 часов) и фазе глубокого сна;
  • Когда он находится под общей анестезией.

Как измеряют сатурацию?

Сатурацию измеряют пульсоксиметром. Мобильными приборами оснащены бригады скорой помощи. Приобрести его можно и для домашнего мониторинга. Прибор напоминает прищепку, которая крепится на палец.

В течение минуты датчик со светодиодами считывает данные, а именно цвет крови (гемоглобина), который меняется в зависимости от сатурации, а также специфический пульсирующий световой сигнал, меняющийся в зависимости от изменений артериального давления.

На дисплее пульсоксиметра отображаются две цифры — верхняя показывает процент кислорода в крови, нижняя — пульс.

Сатурацию измеряют в положении сидя или лежа, рука пациента должна лежать на поверхности, а не висеть в воздухе.

В больницах также используются инвазивные приборы, с помощью которых лаборанты определяют газовый состав крови. Для этого осуществляется ее забор из артерии или вены.

Ошибается ли пульсоксиметр?

Да, результат будет ложным или искаженным, если:

  • Прибор некачественный и обладает низкой чувствительностью;
  • У прибора садятся батарейки;
  • Человеку измерили сатурацию сразу после нагрузок или тяжелой работы;
  • У больного холодные руки;
  • Ногти покрыты гель-лаком;
  • На больном маска, которая плохо пропускает воздух.

Текст подготовил

Котов Максим Анатольевич, главный врач центра КТ «Ами», кандидат медицинских наук, доцент. Стаж 19 лет

  1. Котов М.А. Опыт применения компьютерной томографии в диагностике заболеваний органов дыхания у детей / Материалы X Невского радиологического Форума (НРФ-2018). – СПб., 2018, Лучевая диагностика и терапия. 2018. № 1 (9). — С. 149.
  2. Панов А.А. Пневмония: классификация, этиология, клиника, диагностика, лечение, 2020.
  3. Бова А.А. Пневмонии: этиология, патогенез, клиника, диагностика, 2016.
  4. Chl Hong, M.M Aung , K. Kanagasabai , C.A. Lim , S. Liang , K.S Tan. The association between oral health status and respiratory pathogen colonization with pneumonia risk in institutionalized adults, 2018.
  5. Yang-Pei Chang, Chih-Jen Yang, Kai-Fang Hu, A-Ching Chao, Yu-Han Chang, Kun-Pin Hsieh, Jui-Hsiu Tsai, Pei-Shan Ho, Shen-Yang Lim. Risk factors for pneumonia among patients with Parkinson’s disease: a Taiwan nationwide population-based study, 2016.
  6. Клинические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике тяжелой внебольничной пневмонии у взрослых. Министерство здравоохранения РФ, 2019.

Если вы оставили ее с 8:00 до 22:00, мы перезвоним вам для уточнения деталей в течение 15 минут.

Лечение детей с острым фарингитом местными противовоспалительными препаратами

Каковы симптомы острого фарингита? Что включают в себе лечебные мероприятия? Каковы особенности лечения грудных детей? Острый фарингит представляет собой острое воспаление слизистой оболочки глотки — частое проявление острых респираторных заболев

Каковы симптомы острого фарингита?
Что включают в себе лечебные мероприятия?
Каковы особенности лечения грудных детей?

Острый фарингит представляет собой острое воспаление слизистой оболочки глотки — частое проявление острых респираторных заболеваний. Обычно вирусное по происхождению, оно может быть также связано с β-гемолитическим стрептококком группы А, Mycoplasma pneumoniae или другими возбудителями.

Как правило, при фарингите дети жалуются на боль, неприятные ощущения в горле (жжение, першение, зуд), покашливание, иногда зуд и боли в ушах. Дети грудного возраста пожаловаться на недомогание не могут, но внимательные родители обращают внимание на беспокойное поведение, нарушение сна, ухудшение аппетита. Фарингиты могут сочетаться с другими проявлениями острых респираторных инфекций, такими как насморк, кашель, повышение температуры, конъюнктивит.

Диагноз фарингита ставится на основании осмотра глотки: отмечается гиперемия, отек и инфильтрация слизистой оболочки задней стенки глотки, небно-глоточных дужек, иногда и мягкого неба. При боковом фарингите определяется гиперемия и отек боковых валиков глотки. Отличить вирусный фарингит от бактериального, опираясь только на данные физикального исследования, трудно. В обоих случаях при фарингоскопии слизистая оболочка глотки может быть слабо гиперемирована или сильно воспалена и покрыта пленкой или гнойным экссудатом. Лихорадка, шейная лимфаденопатия и лейкоцитоз отмечаются и при вирусном, и при бактериальном фарингите, но, возможно при последнем они более выражены.

Лечебные мероприятия при фарингите включают следующие манипуляции.

  • Полоскание горла антисептическими, травяными растворами (например, раствором хлорофиллипта, ротокана, морской соли, эвкалипта и др.) 3 — 4 раза в день после приема пищи.
  • Орошение глотки антисептическими или содержащими антибиотики аэрозолями (такими, как гексорал, ингалипт, каметон, стопангин, йокс, биопарокс, тантум-верде и др.) по 2 — 3 дозы 2 — 4 раза в день.
  • Рассасывание таблеток или леденцов с антибактериальным, обезболивающим, смягчающим веществом (фарингосепт, фалиминт, стрепсилс, ларипронт и др.).
  • При бактериальном фарингите необходимо назначение системных антибиотиков.

Грудные дети и дети раннего возраста не могут полоскать горло или рассасывать таблетки, поэтому им назначается только обильное питье и орошение глотки антисептиком. Следует отметить, что детям до двухлетнего возраста все аэрозоли необходимо применять с осторожностью из-за возможности развития спазма голосовой щели.

Целью настоящего исследования явилась оценка эффективности комплекса местных консервативных мероприятий, проводимых детям при остром фарингите.

Читать еще:  Как принимать ушные капли Дексона?

Исследование охватывало период с октября по декабрь 2002 года. Под нашим наблюдением находились 32 ребенка (15 мальчиков и 17 девочек) в возрасте от 5 до 15 лет (средний возраст — 9 лет) с диагнозом: острый фарингит. В большинстве случаев фарингит являлся проявлением острой респираторной вирусной инфекции. Дети с ОРВИ, осложненной другой патологией ЛОР-органов или верхних дыхательных путей (синусит, острый катаральный средний отит, трахеобронхит), а также больные ангиной не включались в исследование.

Таблица 1. Распространенность жалоб при остром фарингите у детей

Основные жалобы, предъявляемые детьми, отражены в табл. 1.

Как видно из таблицы, основными жалобами, предъявляемыми детьми, были боли, першение и/или зуд в горле. Примерно у половины детей отмечались другие признаки острой респираторной инфекции (насморк, покашливание). У 10 детей (31,3%) наблюдался подъем температуры тела (максимально до 37,8°С), у 8 (25%) — общее недомогание. Нарушение сна и ухудшение аппетита отмечались в единичных случаях.

При фарингоскопии у всех детей выявлялась более или менее выраженная гиперемия слизистой оболочки передних небных дужек и задней стенки глотки. Отек и гиперемия боковых валиков глотки наблюдались у 7 (21,9%) пациентов. У 5 (15,6%) больных отмечались ярко выраженные воспалительные явления.

Всем детям был проведен следующий курс консервативного лечения местными противовоспалительными препаратами.

  • Полоскание горла 1%-ным раствором хлорофиллипта 3 раза в день.
  • Орошение глотки раствором гексорала по 2 дозы 2 раза в день.
  • Рассасывание таблеток фарингосепта по 1 таблетке 3 раза в день.

Продолжительность курса лечения составила 7 дней.

Оценка эффективности лечения проводилась на 4-е и 7-е сутки после начала терапии. Критериями эффективности лечения послужили следующие показатели:

  • прекращение жалоб;
  • нормализация фарингоскопической картины;
  • хорошая переносимость препаратов.

Результаты проведенного лечения представлены в табл. 2.

Таблица 2. Результаты лечения

Из представленных данных видно, что на 4-е сутки после начала курса лечения жалобы прекратились более чем у половины пациентов (56,3%), фарингоскопическая картина нормализовалась у 12 больных (37,5%). К концу лечения (на 7-е сутки) никто из детей жалоб не предъявлял; у всех детей воспалительные проявления в глотке купировались. Побочных реакций при лечении данными препаратами не отмечалось ни у одного из исследуемых лиц.

Таким образом, проведение комплекса консервативных мероприятий с использованием местных противовоспалительных препаратов является эффективным при лечении неосложненного острого фарингита у детей и позволяет избежать применения системных антибактериальных средств.

Проблемы с засыпанием у ребенка 2-3 лет

Наиболее распространенными проблемами засыпания у малышей 2-3 лет являются:

  • затруднение засыпания более (чем 30 минут )
  • «сопротивляемость» сну (т. е. отказ от того , чтобы ложиться в постель при требовании этого со стороны родителей).

Согласно опросам американских родителей, 20-30% маленьких детей испытывают серьезные проблемы со сном и / или пробуждениями в течение ночи (Mindell et al 2006).

По мнению исследователей, проблемы со сном возникают, по крайней мере, из-за двух причин:

Во-первых, дети могут научиться ассоциировать засыпание с определенными формами стимуляции ( например, приемы успокаивания ) или с определенной внешней средой сна. Если они не получают эти формы стимуляции, то дети испытывают трудности с засыпанием и / или продолжительностью сна (Moore et al 2006).

Во-вторых, поскольку дети с возрастом становятся более независимыми, они могут начать тестирование пределов своей свободы и ограничительного поведения своих родителей. Стратегии сопротивления отхода ко сну могут запускать гамму форм поведения от очаровательных попыток свалиться («еще одно объятие») до серьезных истерик (Moore et al., 2007). Если правила отхода ко сну неясны или непоследовательно соблюдаются, сопротивление заыспанию становится серьезной проблемой в семье.

Маленькие дети часто испытывают беспокойство, когда их отделяют от своих родителей (Jenni et al 2005, Ainsworth et al 1978). Кроме того, большинство детей также испытывают ночные страхи. Если ваш ребенок боится, ему нужна ваша помощь. Детям не всегда хватает полноты и скорости созревания мозга , а также когнитивных ( познавательных ) навыков, чтобы хорошо справляться с тревожными эмоциями, и нет никаких доказательств того, что ночные страхи или беспокойство в связи с разделением от родителей уменьшатся в результате специальной "тренировки сна".

Фактически, исследования показывают, что игнорирование страхов вашего ребенка может привести к кошмарам и эмоциональным проблемам.

Недавние исследования показывают, что многие родители отправляют своих детей в постель слишком рано, задолго до того, как они готовы уснуть. Организм ребенка еще не продуцировал достаточное количество мелатонина, ключевого гормонального регулятора сна (LeBourgeois et al 2013). Другой сценарий заключается в том, что вы сами знаете, сколько времени вашему ребенку нужно спать. Но внутренние часы вашего ребенка настроены на другой график, который включает в себя засыпание позже и пробуждение позже, чем позволяет его или ваш образ жизни. Во всех случаях , за последние 2-3 часа перед сном старайтесь избегать стимулирующих действий или игр (Glaze 2004).

Исследование американских детей школьного возраста сообщает, что дети с аллергией чаще страдают от бессонницы (Stein et al 2001). Они также чаще страдают от шумного сна. Если у вашего ребенка аллергия и проблемы со сном, обратитесь к врачу.

Некоторые дети успокаиваются звуком испарителя или вентилятора. Этот «белый шум» не только блокирует отвлечение от других звуков, но и имитирует звуки, которые младенцы слышат в утробе матери. Не заполняйте кровать вашего ребенка игрушками. Вероятно, лучше всего держать постель вашего ребенка местом для сна, а не местом для игры. Слишком много игрушек в кровати может отвлекать. Один или два объекта — любимая кукла, защитное одеяло или специальная книга — могут помочь вам. Вы можете сказать, бодрствует ли ваш ребенок из-за беспокойства о том , что не видит вас , потому что, если вы рядом, то он сразу успокаивается . Существуют разные причины, по которым ваш ребенок может не захотеть ложиться спать по ночам. У вашего ребенка могут быть проблемы с автономией . Другими словами, они могут захотеть иметь больший контроль над своим телом и окружающей средой. Обычно это происходит примерно через девять месяцев, и это то, чем особенно славятся двухлетние дети! Дайте ребенку ограниченный выбор и «контроль» над типом сна и порядком "рутины сна". Если у вашего ребенка больше контроля над своими действиями, он может испытывать меньшую потребность в контроле, тогда он и засыпает.

Попробуйте держать дневник сна в течение определенного периода времени. Рассмотрение этой информации в течение нескольких дней или недель может помочь вам найти некоторые шаблоны. Как только вы увидите шаблоны, вы сможете найти решение. Кроме того, если вы пойдете к педиатру вашего ребенка о проблемах со сном вашего ребенка, принесите дневник сна. Вот что вы должны отслеживать:

Эпилепсия у ребёнка: советы воспитателям и учителям

Эпилепсия – заболевание, при котором окружение больного человека имеет для него чрезвычайно-важное значение. Именно от тех, кто рядом, зависит, как он ощущает себя в этом мире: чувствует ли себя полноценным членом общества или наоборот – комплексует, считая себя «каким-то не таким».

Особенно же отношение окружающих значимо для болеющего эпилепсией ребёнка. С какими представлениями о себе и с каким восприятием своей болезни он вырастет, во многом зависит от взрослых, на глазах которых ему довелось знакомиться с жизнью и искать в ней своё место.

Пособие для детей с эпилепсией и их родителей Скачать пособие.

О чем следует помнить, если в Вашей группе (классе) оказался ребёнок с эпилепсией?
  • Во-первых, педагогам нужно разобраться, что же это за такое заболевание – эпилепсия (см. нашу статью «Коротко об эпилепсии»).
  • Во-вторых, не нужно пугаться. Если ребёнок посещает Ваше учреждение – значит, ему это не противопоказано. Нужно иметь в виду, что лечащий врач (невролог-эпилептолог) предварительно определяет возможность и длительность пребывания ребенка в группе (классе) на основе комплексного обследования и с учетом формы эпилепсии, типа и тяжести эпилептических приступов.
  • Наконец, необходимо настроить на доверительную беседу с Вами родителей ребёнка, страдающего эпилепсией.
Читать еще:  Какие существуют препараты от отита?

Например, при широко распространенной среди детей дошкольного возраста детской абсансной эпилепсии интеллект и психомоторное развитие ребенка не страдают, а при адекватном лечении удается достичь полной ремиссии заболевания и даже излечения. При ряде форм деткой эпилепсии, например при роландической эпилепсии, приступы редкие и носят преимущественно ночной характер. Роландическая эпилепсия также успешно лечится под наблюдением детского невролога-эпилептолога, а интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка при ней соответствуют его полу и возрасту. Дети с такими формами эпилепсии, как правило, не нуждаются в каких-либо ограничениях в плане посещения детского учреждения.

При задержке психомоторного развития, которое наблюдается при некоторых формах симптоматической или предположительно симптоматической (так называемой криптогенной) эпилепсии, лечащий врач определяет для больного ребенка тип специализированного дошкольного (школьного) учреждения и размер оптимальных учебных и физических нагрузок.

Следует помнить, что умственная деятельность и развитие мелкой моторики пальцев кистей у ребенка, страдающего эпилепсией, способствуют более мягкому течению заболевания и повышают успех от медикаментозной терапии. Это обусловлено тем, что кора лобной доли больших полушарий головного мозга, где расположены корковые центры абстрактного мышления, конструирования и т.д., а также двигательный анализатор, относится к противоэпилептической системе и при достаточной активности способна осуществлять обратный тормозной контроль эпилептических разрядов, исходящих из других отделов головного мозга.

О чем должны знать педагоги, если в классе (группе) обучается ребенок, страдающий эпилепсией?
  • Как часто и какие у этого ребёнка бывают эпилептические приступы?
  • Как в случае приступа правильно оказать ребёнку первую помощь?
  • В каком режиме ребёнок принимает противоэпилептические препараты (чтобы контролировать приём лекарств в то время, когда он находится в Вашем ведении)?
  • Как в случае необходимости можно связаться с родителями больного ребёнка?

При посещении ребёнком детского сада желательно, чтобы педагоги дошкольного учреждения участвовали в ведении дневника приступов (‘Дневник наблюдения за симптомами’).

Стоит отметить, что правила оказания первой помощи в случае развития эпилептического приступа должен знать любой педагог, поскольку эпилептический приступ может случиться у ребенка, посещающего Вашу группу (класс), не только на фоне текущего заболевания, но и впервые.

Что делать, если приступ случился во время пребывания ребенка в учебном заведении?

Если эпилептический приступ произошёл на глазах у других детей, то не следует акцентировать их внимание на этой ситуации. Нужно постараться максимально облегчить смущение больного ребёнка (особенно в случае непроизвольного мочеиспускания).

Детям следует разъяснить следующие правила их поведения при возникновении приступа у товарища по игре (друга, брата, сестры и т.д.) в отсутствии взрослых (на улице, на игровых площадках, в детских развлекательных учреждениях):

  • Не надо пугаться и кричать.
  • Не надо ничего вставлять между зубами ребенку, находящемуся в приступе.
  • Надо срочно позвонить по сотовому телефону его маме или папе (если ребенок носит на запястье специальный браслет с телефоном экстренной связи с родителями или лечащим врачом), либо позвонить по номеру неотложной помощи в экстремальных ситуациях – 112, либо же позвать взрослых.
  • Если детей двое и у одного из них случился приступ, то нельзя оставлять больного ребенка одного. Если детей трое и больше, то один из них (тот, кто постарше) обязательно должен остаться рядом с больным ребенком и обезопасить его от травмирования окружающими предметами. Другие дети могут пойти за помощью взрослых.
  • Важно соблюдать описанную последовательность действий.

За рубежом, например, рекомендуется обсуждать с детьми правила их поведения при развитии эпилептического приступа и закреплять полученные знания с помощью рисунков.

На приведенном рисунке (сделанном здоровым ребенком, посещающим дошкольное учреждение), показано одно из правил оказания помощи больному ребенку в случае развития тонико-клонического приступа: девочка со светлыми волосами намерена вставить ложку между зубами мальчика в приступе, а темноволосая девочка поправляет ее и объясняет, что этого делать нельзя.

В странах Западной Европы и США дети с риском развития эпилептических приступов носят специальные бpаслеты (таги), в которых хранятся краткие данные о характере их заболевания, правила оказания неотложной помощи и номера телефонов, по которым нужно связаться с родителями (опекунами) ребенка или с лечащим врачом..

Ребенок также может носить с собой кpупную плотную каpточку с данными о себе, принимаемых препаратах и с контактными телефонами родителей (опекунов) или врачей.

На оборотной стороне такой карты можно прочитать типичную инструкцию по оказанию помощи при эпилептическом приступе.

«Я такой же, как все…»

Эпилепсией страдали многие великие люди: Ю. Цезарь, Сократ, Ф.М. Достоевский, А. Нобель, В. Ван Гог, Жанна д Арк, Г. Флобер, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Св. Павел …

Для ребёнка, болеющего эпилепсией, важно, чтобы его не считали в чём-то ограниченным. Эпилептические приступы для большинства детей – лишь временные эпизоды в нормальной в остальное время жизни.

  • Не нужно напоминать ребёнку о болезни.
  • Не нужно обсуждать факт болезни с кем-то при больном ребёнке.
  • Не нужно чрезмерной опеки и излишних ограничений.

Больной эпилепсией ребёнок может и должен участвовать в спортивных и массовых мероприятиях в меру своих способностей (по согласованию с лечащим врачом). Адекватно подобранная физическая активность и активное общение со сверстниками и педагогами не могут отрицательно сказаться на течении заболевания.

Процент детей с эпилепсией, подлежащих дисквалификации, исключительно мал. Крупные социальные проблемы, которые имеют эти дети в связи с тем, что их окружение не принимает их, причиняют им гораздо больше горя, нежели приступы как таковые.

И всегда помните…

  • . Больной эпилепсией ребёнок, в целом, не отличается от других детей. Он такой же умный, красивый, интересный и нужный. Он такой же хороший. Он такой же молодец, как и все ребятишки.
  • А то, что у него время от времени случаются приступы – это всего лишь одна из его индивидуальных особенностей, которую нужно просто понять и принять. Эта особенность ни в коем случае не делает его хуже или в чём-то ограниченнее других детей. Ему просто нужно чуть-чуть больше внимания и заботы. Только и всего. А так – он такой же, как все.

Это то, в чём Вы должны убедить себя, своих коллег, друзей больного ребёнка и, конечно, самого маленького человечка, на долю которого выпало такое страдание.

Знайте, что в Ваших силах внести значимый вклад в то,
чтобы ребёнок, больной эпилепсией, не вырос отстранённым от жизни.

Терпения Вам и удачи!

Авторы:
Н.А. Шнайдер, д.м.н., проф., руководитель Неврологического центра эпилептологии, нейрогенетики и исследования мозга Университетской клиники КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Е.Ю. Астафьева, экс-редактор ТВ-программы «Пилюля»

©Авторские права защищены. При использовании материала ссылки на авторов, сайт Университетской клиники и КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого обязательны.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector