Akson-med-med.ru

Аксон Мед Мед
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Упражнениями, описанными ниже легко пользоваться дома. Но для того, чтобы определить, на какие виды упражнений необходимо делать упор, желательна КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для
поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Детям следует предлагать те упражнения, которые они будут воспринимать как игру. Во время игр постарайтесь проследить за правильным выдохом у малыша. Для этого необходимо помнить, что выдох считается правильным только в том случае, когда:

  • перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь»;
  • совершает выдох плавно, не толчками;
  • во время выдоха губы не сжимает и не надувает щеки, а складывает их трубочкой;
  • во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух;
  • выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух;
  • не разрешается добирать воздух короткими вдохами во время разговора и пения;

Предлагаю следующие виды игр:

«Наслаждаемся запахами духов, цветов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть, стараясь сдуть ватку с носа.
Игровое задание «Мячик – ямочка». Делаем глубокий вдох. Животик стал похож на мячик. Выдыхаем воздух – образовалась ямочка. Это статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.
«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.
«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.
«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.
Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей.

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?
«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.
«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

Упражнения для выработки продолжительно выдоха.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.
«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.
«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.
«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок» губами. Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Нужно учитывать, что любое упражнение у ребенка отнимает много сил и может его быстро утомить. В среднем дыхательная гимнастика должна занимать от 5 до 10 минут в зависимости от настроения малыша.Благодаря этим играм-упражнениям малыш научиться дышать глубже, делать удлиненный целенаправленный выдох. Такая дыхательная гимнастика способствует формированию правильного произношения и выработке четкости речи.

Дыхательная гимнастика: как правильно делать, чем полезна в условиях пандемии коронавируса

Специалисты считают дыхательную гимнастику одним из наиболее эффективных способов восстановления переболевших коронавирусом. Она помогает насыщать клетки кислородом и предотвращает развитие всяческих осложнений после пневмоний и инфекционных заболеваний. Однако и здоровым людям делать дыхательную гимнастику очень полезно.

Врачи говорят о том, что недостаточно развитый аппарат внешнего дыхания влечёт за собой снижение необходимого уровня поступающего кислорода. А это в свою очередь чревато развитием нарушений в организме, связанных не только с органами дыхания, но и с сердечно-сосудистой и центральной нервной системами.

dih.png

Существует несколько популярных методик дыхательной гимнастики. Однако какую бы вы ни выбрали для себя, принцип всегда будет один и тот же — регулирование вдоха и выдоха, а также темпа дыхания при определенном положении тела. И именно это тренирует и укрепляет дыхательную систему, а также иммунитет в целом.

Лучше всего начать практиковать дыхательную гимнастику под присмотром профессионала. Это позволит избежать ошибок и добиться наибольшей эффективности. Однако простые упражнения можно попробовать освоить и самостоятельно.

Выдох в воду. Возьмите стакан с водой, поставьте в него трубочку, сделайте обычный вдох и медленно выдыхайте воздух через трубочку. Упражнение развивает механические свойства легких, нормализует газообмен. Делать необходимо не более пяти раз в день по 10—15 минут.

Контроль дыхания. Положите одну руку на грудь, а другую — на живот. Дышите так, чтобы поднималась только рука, которая лежит на груди. Задержите воздух и затем выдохните его через рот. Повторите несколько раз. После дышите так, чтобы поднималась только рука, лежащая на животе. Грудь не должна двигаться. Повторите несколько раз. Теперь попробуйте по очереди дышать так, чтобы сначала поднималась рука, лежащая на животе, а затем — рука, лежащая на груди.

Дыхание животом. Необходимо лечь на диван или на пол, положить руку на живот и медленно вдыхать через нос. Живот должен надуться и подняться. Затем нужно полностью вытолкнуть воздух, сокращая мышцы живота.

Обнять себя. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, ладони вверх. Делаем вдох и на выдохе быстро скрещиваем руки перед собой таким образом, чтобы ладони ударили по лопаткам. Выдыхаем быстро и громко.

Метод 4,7,8. Такой вариант дыхательной гимнастики был разработан доктором Эндрю Вейлем. Вдыхайте, досчитав до четырех, затем задержите дыхание до семи, а далее выдыхайте до восьми. Лучше всего эти упражнения выполнять вечером, лежа в кровати. Считается, что кроме всего прочего, такая гимнастика помогает быстро и крепко уснуть.

Дыхание через ноздри. Дышите сначала через одну ноздрю, закрывая другую пальцем. Затем повторите дыхательную практику через вторую ноздрю.

dih2.jpg

Дрова. Встаем на носки, прогибаемся назад с поднятыми вверх руками, пальцы сцеплены. Делаем вдох и на выдохе резко нагибаемся вниз, как будто рубим дрова, затем возвращаемся в исходное положение. Выдыхаем сильно и громко.

Ассиметричное дыхание. Основа этого типа дыхания — то короткий вдох и более продолжительный выдох. Попробуйте дышать так, чтобы выдох длился в 5-6 раз дольше, чем вдох

Дыхание по методу Бутейко. Суть метода – провоцировать недостаток кислорода, после чего организм начинает более эффективно распределять поступающий кислород по клеткам. Самое простое упражнение по методу Бутейко – 2-секундный вдох, 4-секундный выдох и 5-секундная задержка дыхания.

Лыжник. Исходное положение: ноги на ширине плеч. Поднимаемся на носки, слегка подаем тело вперед, руки тоже вытягиваем перед собой, будто в них лыжные палки. На выдохе слегка наклоняемся вниз, словно оттолкнулись, заводим руки максимально вниз и назад и в таком положении пружиним на ногах 2—3 секунды. Завершаем выдох и возвращаемся в исходное положение с диафрагмальным вдохом.

Читать еще:  Что такое адгезивный плеврит и как его лечить

dih4.jpg

Дыхательной гимнастикой, как и любой другой, нужно заниматься в свободной удобной одежде, не отвлекаться (например, на работающий телевизор). Комнату предварительно стоит как следует проветрить, а если погода позволяет — то оставить окно открытым. Идеально проводить дыхательные упражнения на свежем воздухе.

Если вы переболели COVID-19, перед составлением комплекса упражнений дыхательной гимнастики, обязательно посоветуйтесь с врачом. Некоторым пациентам, в зависимости от степени поражения легких, показаны одни упражнения, и могут быть запрещены другие. Так, некоторые мировые эксперты, исследуя восстановление пациентов после коронавируса, обращают внимание на то, что стандартное «надувание шариков» как дыхательное упражнение, может вызывать ухудшение их состояние. Исследования по более эффективной реабилитации после COVID-19 продолжаются, и в любое время могут появиться новые данные об эффективности тех или иных упражнений.

Правильно дышим — правильно говорим

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия.

Существуют два основных этапа работы над формированием речевого дыхания:

1. Формирование неречевого диафрагмального дыхания.

2. Формирование фонационного и речевого дыхания.

Остановимся подробно на первом этапе работы, который включает следующие группы упражнений:

— упражнения на выработку диафрагмального вдоха – выдоха;

— упражнения на дифференциацию ротового и носового дыхания;

— упражнения на выработку целенаправленной воздушной струи;

— упражнения на выработку длительного выдоха.

Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

Постановка диафрагмально – реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
В начале обучения необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное ( диафрагмально – реберное) дыхание по подражанию.
Упражнения:
— Приложить ладонь ребенка к своему боку и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер взрослого и подражая ему, переключается на нижнереберное дыхание.
— Ребенка учат вдыхать « полный живот» воздуха, а затем плавно и медленно выдыхать (3 – 15 раз подряд 3 раза в день)

Далее проводится дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.

Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха.

Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Ребенок делает шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот.

Все упражнения ритмизованны. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3 – 5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5 – 6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется еще по одному.

Весь комплекс состоит из 11упражнений.

1. «Ладошки»
И.п.: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2. «Поясок»
И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что – то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
3. «Поклон»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
4. «Кошка»
И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.
5. «Обними плечи»
И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи
(руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
6. «Большой маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, — еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.
7. «Повороты головы»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.
8. «Ушки»
И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.
9. «Малый маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок — тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
10. «Перекаты»
И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.
11. «Танцевальные шаги»
И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колени правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, — вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

Дифференциация ротового и носового выдохов.
С появлением правильного, спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания.

Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений:


1. Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований.
— Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
— Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
— Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.
— Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
— Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки).
— Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы.
— Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

2. Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.
— Вдох носом, выдох через нос толчками.
— Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки.
— Рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
— Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать).
— Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Читать еще:  Как прижигают сосуды в носу?

3. Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.
— Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце.
— Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох.
— Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
— Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.
— Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
— Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот.
— Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3 -5 — секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5 – 6 минут.

Формирование длительного ротового выдоха.

Выполняются следующие упражнения:
1. Обучение направленному ротовому дутью: ребенку предлагают зажать нос, надуть щеки и хлопнуть по ним. Ко рту можно поднести ватку или зеркало, чтобы осуществлялся визуальный контроль.
2. Обучение ротовому выдоху с помощью приема «поплевывание»: ребенку предлагается беззвучно «выплюнуть» кончик языка, зажатый между зубами (язык должен быть продвинут вперед, на кончик языка можно положить крошку сухаря). Тактильный контроль осуществляется тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. При постепенном замедлении поплевывания получается легкое дутье, которое затем закрепляется.
3. При разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывание. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно высовывать язык между зубами.

Игровые дыхательные упражнения.

Перед выполнением общего комплекса артикуляционной гимнастики важно выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.

1. Футбол: скатать из кусочка ваты шарик и дуть на него, загоняя в ворота из двух кубиков; потом попытаться подуть на шарик через распластанный язык, находящийся между губами.

2. Снегопад: из ваты сделать снежинки, положить их на ладошку и подуть; потом усложнить задание — дуть на снежинки через распластанный между губами широкий язык.

3. Листопад: то же самое, только дуть на вырезанные из цветной бумаги листья.

4. Кораблик: дуть на бумажный кораблик, плавающий в тазу с водой.

5. Буря в стакане: опустить соломинку в стакан с водой, песком, дуть через трубочку, вызывая «бурю».

6. Снежная буря: в бутылку из-под воды накрошить пенопластовых шариков, в крышке проделать отверстие и вставить трубочку, дуть через трубочку, вызывая «снежную бурю».

7. Задуй свечу: задуть горящую свечу, усложнить задание, задувая через распластанный между губами язык.

8. Парашют. Это упражнение выполняется после освоения 2–3 вышеизложенных упражнений и их усложнённых вариантов с распластанным между губами языком. Положить плоскую ватку на кончик носа, широкий язык распластать между губами, направив его кончик на ватку и, набрав воздуха через нос, подуть. Ватка, как парашют, должна взметнуться вверх.

9. Фасолевые гонки: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее доведет своего «бегуна» до финиша.

10. Горох против орехов: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки (2—З горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

11. «Мыльные пузыри»: развитие меткости выдыхаемой струи. Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

12. «Новогодние трубочки-шутки»: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

13. «Надуй игрушку»: развитие сильного плавного выдоха. Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки, потом можно с ней поиграть.

Мастер-класс «Проведение дыхательной гимнастики» для воспитателей

Цель: Познакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики.
Задачи:
— использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста;
— показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств профилактики заболеваний и коррекции произношения.
Оборудование: столы, стулья, пластиковые стаканы с водой, трубочки для коктейля, вата, кусочки пенопласта, кубики, вертушки, свистки, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки, тазы с водой, полоски цветной бумаги, имитирующие свечу, бумажные кораблики.

План проведения мастер – класса:
Теоретическая часть
1. Дыхательная гимнастика, как форма оздоровительной и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
2. Физиологические особенности дыхания.

Практическая часть
3. Дыхательные упражнения с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Особенности проведения дыхательной гимнастики.
4. Заключение.

Уважаемые коллеги, сегодня на мастер – классе я предлагаю вам ознакомиться и самим научится дыхательным упражнениям, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, умения и навыки в работе с детьми.

Но для начала я хочу познакомить с теоретической частью сегодняшней темы.

Теоретическая часть

Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности организма, особенно детского, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом.

Однако дыхательная система ребёнка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. Следует учить детей дышать правильно, особенно в процессе речи.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Такие несовершенства дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием, появляются запинки. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. А поможет управлять этим процессом – дыхательная гимнастика. Я вас призываю помочь нашим детям!

1. С чего же начать?

Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря, необходимо научить детей правильно дышать.

Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос».

Я предлагаю вам самим проделать это, на первый взгляд простое упражнение (воспитатели повторяют это упражнение 4-5 раз).

Читать еще:  Что такое поллиноз и как это лечить

Затем мы тренируем у ребёнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка (педагоги проделывают и это упражнение).

Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед (воспитатель) кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 сек.

Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного, продолжительного выдоха.

Давайте и мы с вами попробуем это на себе, чтобы в последствии научить детей (воспитатели проделывают упражнение задержки дыхания ).

2. Давайте поговорим о том, а что есть само дыхание?

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах.

Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие, и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине лёгких остаётся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода, научив ребёнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частого насморка, кашля, гриппа, ангины.

Практическая часть

3. Хочу вас познакомить и хочу вас обучить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики.

Начнём с самых маленьких детей.

Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям.

Я предлагаю один из многих комплексов упражнений:

«ЧАСИКИ» Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И.п.- стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)

«НАСОСИК»
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
Руки на поясе.

Приседаем — вдох, выпрямляемся – выдох.
Можно выпрямляясь произносить – «с-с-с»

«ПАРОВОЗИК»
Едет, едет паровоз
Деток в садик он привёз.
Дети двигаются по кругу. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу,
пальцы сжаты в кулачки. Делая соответствующие движения
дети приговаривают «чух-чух-чух».
Упражнение выполняется 20-30 сек.

«ПЕТУШОК»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить,
руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть
ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»
повторить 5-6 раз.
«ДЫХАНИЕ»
Тихо – тихо мы подышим,
Сердце мы своё услышим.
И.п. – стоя, руки опущены.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнёт расширяться – прекратить вдох и сделать паузу (2-3 сек).
2 – плавный выдох через нос.
— Уважаемые коллеги, педагоги младшей и средней групп, выходите на середину зала и на некоторое время вы станете детьми и поиграете.

(После дыхательной гимнастики воспитатели возвращаются на свои места).
Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. Такие упражнения можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста.

С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения

«КОРАБЛИК»
Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».

«СНЕГОПАД»
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.

Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«ДУДОЧКА»
Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.
«ФОКУС»
Это упражнение с кусочками ваты, которое помогает подготовить ребёнка к произнесению звука «Р».

Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.

«СВЕЧА»
Ребёнку предлагается подуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.

«ФУТБОЛ»
И кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».

«КТО СПРЯТАЛСЯ?»
На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги. Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку.
В завершении комплекса необходимо выполнить 2 упражнения, стабилизирующие дыхание.

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы своё услышим.

Инструкция: Начальная поза — стоя, руки вытянуты по швам. Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку. Замираем на 4–5 секунд. Выдох тоже делаем через нос. Повторяем 2–3 раза. Подыши одной ноздрёй, / И придёт к тебе покой. Инструкция: Закрываем указательным пальчиком правой руки одноимённую ноздрю, а левой ноздрёй тихо и продолжительно вдыхаем. Открываем правую ноздрю, а левую закрываем указательным пальчиком этой же руки. Через правую ноздрю делаем глубокий продолжительный выдох. Делаем 2 подхода.

Я познакомила вас с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи.
А сейчас я вижу, как вам не терпится самим выполнить эти упражнения.

Для вас на столе, на котором есть всё, что нам нужно для обучения.

(Воспитатели рассаживаются и пробуют все возможны упражнения).
Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику?

Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.
4. И в заключении я хочу вас информировать о том, что, прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен. Я подготовила для вас памятки по проведению дыхательной гимнастики.

В завершении мастер-класса педагогам предлагается памятка.

Памятка по проведению дыхательной гимнастики:

1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.

2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.

3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен.

4.Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям:
— учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох.
— затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.

5.Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.

6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить посередине языка, щёки при этом не надуваются).

7.При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector