Akson-med-med.ru

Аксон Мед Мед
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как устроен голос? Физиология певца и голосовые связки

Как устроен голос? Физиология певца и голосовые связки

Изображение - как устроен голос
Даже если вы давно поете, вы уверены, что знаете, как устроен голос? Знание физиологию голосового аппарата откроет перед певцом неограниченные возможности. Он научится управлять своим голосом и сможет научиться петь красиво. Опытные педагоги обучают певцов по индивидуальным методикам, которые позволяют чувствовать свой тембр животом, диафрагмой и даже на кончике носа, но только не в горле.

Особенности физиологии голосового аппарата

Физиология певца и голосовые связки – звенья одной цепи. Чтобы научиться петь правильно, человек должен отучиться обращать внимания на колебания в горле, несмотря на то, что именно на голосовых связках рождается звук. Связки – это главный элемент голосового аппарата. От их работы зависит, какой будет исходить звук: тихий или звонкий, мелодичный или грубый, раскатистый или зажатый.

Голос – это волна, которую рождают связки. Он появляется из-за давления воздуха на тело, когда человек делает вздох. Зарождаются вибрации, сочетание которых производит звук, а у певцов эти вибрации настолько частые и сильные, что создается эффект пения. Выходит, что «пение» — это не поток мелодичного голоса, а сотрясание воздуха и создание звуковых вибраций.

Усилие, с которым человек создает вибрации, определяет их направление, который определяет поток воспроизводит один из многочисленных оттенков пения. В звучании не будет силы, если не посылать голос вперед, он быстро затихнет и раствориться в пространстве.

Управлять голосовым потоком позволяют связки, потому что они имеют способность растягиваться, менять форму. Если человек поет громко и высоко, то они становятся тонкими и длинными, если низко, то становятся плотными и короткими. Смыкание связок – это завершающий процесс, когда звук покидает горло. Механизм можно изучить и управлять ими, в чем и заключается задача опытного педагога.

Устройство голосового аппарата

Процесс пения – это умение превращать воздушные вибрации в звук. Голосовой аппарат состоит из диафрагмы, связок, гортани, самого горла, ротовая полость, язык и небо.
Изображение - устройство голосового аппарата

  1. За счет вдоха, легкие раздуваются.
  2. При выдохе происходит сужение ребер, а диафрагма выталкивает воздушный поток из легких.
  3. Происходит подъем воздуха к горлу, связки начинают вибрировать и смыкаться.
  4. Звук расходится по телу, а потом поступает в резонаторы.
  5. Звук преображается в слова благодаря губам, языку и дикции. Именно сосредоточение воздушного потока в носу, горле, создает пение.

Вокальные ошибки при работе связок

Чтобы человек мог петь, процесс должен проходить так, как указано в описании выше. Если по каким-то причинам один из этапов будет пропущен, на выходе человек не услышит красивого голоса. Проблемы с управление возникают, когда происходит установка вокального дыхания. Если набирать в легкие слишком много воздуха, то связки не будут смыкаться. Не менее распространенная ошибка – экономия воздуха. Специалисты называют это – голосовым зажимом.

Когда человек поет громко, то смыкание связок плотное, когда тихо – умеренное. Это действие обеспечивают мышцы гортани. Это часть голосового аппарата имеет хрящи, которые и отвечают за управление вокальными мускулами. Без вдоха певец не сможет контролировать связки. Они работают строго в цепочке. Основные рычаги пения – это выдох и мускулы гортани.

Дополнительная информация из физиологии голоса Человек уникален, как и его голос. Учеными установлено, что на земле не найдется двух людей, у которых он идентичен. Профессионалы могут подделывать чужие голоса, но получить точную копию с рождением невозможно.

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ЗАЖИМ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА ВОКАЛИСТА

Все мы с рождения, не понимая значения фраз и слов, учимся понимать интонационную «окраску» речи, взаимодействуя впоследствии с окружающими. Наш голос формируется в нашем теле (в гортани). И как следствие стресса или физической травмы в нем могут образовываться зажимы. Зажимы в гортани – это реакция организма. Основная причина – психологический стресс, т.е. психосоматика. Зажим может быть временным и постоянным. Как зажимы голосового аппарата могут быть связаны с психосоматикой? Проблема действительно в голове? Как избавиться от зажима? Какие упражнения в этом помогут? И как найти главную причину такого рода тонуса мышц? Начать стоит с простого – с упражнений:

Встаньте ровно на обе ноги, выпрямите спину и подтяните живот. Опустите и расслабьте плечи (не ставьте руки на пояс, иначе зажмется грудной отдел), сомкните губы и разомкните зубы, расслабьте челюсть. Вдохните и начните «мычать» на удобной для вас ноте (это должна быть ваша «разговорная нота», поэтому не задумывайтесь над высотностью, просто приступайте). Позвучите на «м» в течение пары минут. Ваша задача – почувствовать свои вибрации, точки опоры. Не напрягайтесь! Здесь нужно быть максимально расслабленным, иначе концентрация пропадет. Вибрация будет опускаться с головы и ниже. Возможно вы почувствуете ее до колен, а может и до кончиков пальцев ног. Это зависит от уровня владения способностью чувствовать свое тело. Продолжайте практиковаться, и в этом расслаблении вы почувствуете свои слабые и сильные места и, конечно, зажимы.

2. Правильная позиция челюсти.

При правильной позиции вашей челюсти получится избежать зажимов и добиться извлечения красивых открытых летящих вперед звуков. Как этого добиться? В этом может помочь излюбленная техника «карандаш». Возьмите карандаш и расположите его во рту в районе клыков. Не зажимайте челюсть! Наоборот расслабьте ее и просто удерживайте карандаш. Дальше есть несколько вариантов:

1. Распевки. Просто сделайте несколько ваших любимых распевок или попросите о помощи вашего преподавателя.

2. Скороговорки. Здесь и работа над дикцией. Также с карандашом. Проговорите четко несколько скороговорок, громко и с выражением. Начните говорить медленно и постепенно увеличивайте скорость. Если чувствуете, что челюсть зажимается, остановитесь и сделайте перерыв.

3. Песни. Выберете вашу любимую или любую другую. Пойте с карандашом!

Нельзя не отметить тот факт, что когда мы поем, работают не только наши голосовые связки, но и все тело! Все внимание нашего мозга в этот момент направлено на пение, вследствие чего включается в работу весь организм. Каждый вокалист по-разному чувствует тело, это индивидуальный процесс. Кто-то слегка приседает на высокой ноте, кто-то помогает рукой, как бы «ведет» свой голос. Да, все эти жесты совершаются осознанно. Но это является подтверждением, что наше тело «поёт» вместе с нами. Поэтому важно то, в какой позе вы занимаетесь пением. Встаньте на две ноги, чувствуйте в них опору! Спина должна быть прямая, плечи опущены, а живот подтянут. Смотрите вперед, не опускайте подбородок и не задирайте слишком высоко. Тянитесь макушкой вверх. И главное — расслабьтесь!

Читать еще:  Как в домашних условиях вылечить горло у взрослого

Высыпайтесь и хорошо завтракайте. Так у организма будут силы и энергия для работы. Ведь вокал – это именно работа над телом и осознанное владение им. Всегда распевайтесь. Неважно, сколько вы занимаетесь, один год или десять лет. Распевка нужна даже профессионалу, не стоит ей пренебрегать. Это как бензин для автомобиля. Без топлива никуда не уедешь! И, конечно, пойте от сердца и получайте удовольствие от того, что делаете. Не подавляйте свои эмоции. Выражайте все в песне. Это еще один способ избежать зажимов. Итак, вы выполнили все рекомендации и упражнения, но избавиться от зажимов не получилось. Что же делать? Наверное, каждый из нас слышал фразу «все идет из детства». Давайте разбираться.

Родившись, ребенок не имеет зажимов мышц или кривого позвоночника. Он расслаблен, а нагрузка в нужный момент правильно распределяется по телу. Рассмотрим внимательно ребенка, который чем-то недоволен. Он плачет, кричит, топает ногами. Стоит отметить, что дети не умеют контролировать эмоции. Они сразу выпускают все наружу через смех, плачь и т.п. То есть эмоции не остаются внутри. Потому что тело и мозг не приучены к их подавлению.

Случай из практики. Однажды Алиса пришла на свой первый урок вокала. Ее мама очень любила французский язык и знала его в совершенстве. У мамы было единственное требование к преподавателю — разучить французский репертуар с ее ребенком. Она хотела, чтобы девочка пела исключительно на французском языке. На пробном же занятии в присутствии мамы преподаватель обнаружил, что у Алисы зажата челюсть, из-за чего она не могла широко открыть рот. Для нее казалось это невозможным. На следующем занятии педагог предложил ей помимо французской песни выбрать песню на русском языке, чтобы просто попеть для души. Он обозначил, что включать в репертуар эту песню они не будут и с мамой он поговорит. После долгих объяснений и даже уговоров мама согласилась. Алиса расцвела! Она с огромным энтузиазмом выбирала свою первую песню для занятий, много улыбалась и танцевала во время пения. И, конечно, зажим как рукой сняло. Его словно и не бывало! И девочка, и мама остались в итоге довольны.

Что же это было? В результате подавленной энергии, не проговоренных желаний и страха произошел спазм (зажим). Зажалась гортань и челюсть, что препятствовало свободному отражению звука о стенки той самой гортани. Также могли зажаться жевательные мышцы, вследствие чего пошла бы нагрузка на уши. Да, зажатая челюсть подразумевает зажатие жевательных мышц. Но сильное перенапряжение могло спровоцировать постоянный и непрерывный тонус жевательных, даже когда челюсть свободна. К сожалению, такая проблема – не редкость. Что же делать в этом случае?

Если вы четко понимаете, что дело в психосоматике, то:

1.Терапия. Неважно, один на один с собой или со специалистом. Выяснить причину, понять истинный мотив. Проговорить или записать на бумаге. Может быть, вы подавляете эмоцию; может, это страх; а может быть, вы просто не достаточно уверены в себе. Необходимо найти первоисточник и пресечь его в корне. Отпустить.

2. Не слушать никого, кроме себя. Делайте, как хочет ваше сердце. Хочется кричать – кричите. Плакать – плачьте. Отдыхать – отдыхайте. Выпускайте наружу все, что мешает внутри. Все, что мешает именно вам, но не другим.

3. Дышите! Научитесь дышать «животом», не поднимая плечи. Так мы дышали в глубоком детстве. Освободите поток воздуха внутри, прочувствуйте на выдохе воздушный стержень от самой диафрагмы (нижнего основания легких, который выталкивает воздух) до рта. Учитесь слушать свое дыхание перед сном. Просто закройте глаза и ровно дышите. Осознавайте каждый вдох и выдох. Это отличная медитация успокоения!

4. Занимайтесь с грамотным преподавателем, который не причинит вреда вашему голосовому аппарату, а научит правильно им владеть.

Голос – это инструмент познания собственного я. Это наше окно в мир, то есть окно в самого себя. Чем быстрее мы овладеем этим инструментом, тем быстрее познаем гармонию, спокойствие, счастье внутри и избавимся от любых оков.

Список литературы

Анищенко И. Снимаем мышечные зажимы [Электронный ресурс]. URL : http :// vocalmuzshcola . ru / ob — avtore (дата обращения: 21.12.2020).

Багрунов В. Азбука владения голосом. – СПб.: Композитор, 2010. – 220 с.

Малыгина М. Легче говорить: три упражнения, чтобы снять голосовые зажимы [Электронный ресурс]. URL : https :// www . psychologies . ru / articles / legche — govorit — tri — uprajneniya — chtobyi — snyat — golosovyie — zajimyi / (дата обращения: 21.12.2020).

Плешаков-Качалин К. Голос, характер и сила! [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/goloslad (дата обращения: 21.12.2020).

Ханпира Е. Природа пения [Электронный ресурс]. URL : https :// organicwoman . ru / priroda — peniya / (дата обращения: 21.12.2020).

Гигиена голоса вокалиста

Гигиена голоса вокалиста

Голос – довольно хрупкий инструмент, который нуждается в правильном уходе, и, если вы не хотите его «потерять», необходимо знать элементарные правила ухода и гигиены, которые важны не только для певцов, но и для актёров, преподавателей, дикторов, экскурсоводов, словом, для всех людей, чья профессия связана с применением своего голоса в «особом» режиме. В данной статье мы обратим внимание на правила ухода за голосом, относительно его использования, как профессионального инструмента вокалистов.

Читать еще:  Что такое фарингит и как его лечить

Психологический климат и моральная обстановка.

Для здоровой, нормальной творческой работы, а особенно пения, необходима спокойная атмосфера, благоприятный психологический климат, доброжелательность, которые исключают нервные расстройства и срывы, при которых первой страдает голосовая функция. Культура в общении и такт — это главное условие сохранения «вокального» здоровья. На уроках вокала категорически исключаются психологическое давление, агрессия и враждебность. В любом творческом процессе требуется индивидуальный подход к каждой личности с учетом ее физиологических возможностей. В.Ф.Туровская, оперная певица и чуткий опытный педагог, писала о значении психических процессов в звукообразовании: "Психика является основным элементом звукообразования; средством воздействия на правильную координацию голосового аппарата; организующим началом для приведения его в рабочее состояние; истоком, несущим в себе возможности как эмоционального, так и психического разряда".

Систематичность занятий и репетиций.

Это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат выработки основных механизмов деятельности нервной системы и рефлексов. Систематичность занятий вырабатывает физическую выносливость, придает стабильность приобретенным навыкам и стремительное творческое развитие, уменьшает количество профессиональных заболеваний. Нерегулярные и бессистемные тренировки зачастую приводят к быстрой утомляемости аппарата и недостаточной выносливости.

Нерациональное использование голоса (чужая тесситура, длительное пение) приводит к заболеваниям органов, участвующих в голосообразовании: острые и хронические профессиональные ларингиты, узелки на связках, кровоизлияния в голосовые связки и даже трахею (наблюдение Л.Д.Роботнова). Конечно, каждый организм индивидуален в своих реакциях, но нужно быть всегда осторожным в экспериментах и чрезмерных нагрузках.

Навык мышечного контроля при пении — это умение "слушать" мышцы голосового аппарата, знать свои ощущения при правильном пении, что поможет справиться с трудностями при акустических изменениях, то есть ориентироваться не на слух, а на привычные, наработанные ощущения.

Элементарная гигиена голоса

Берегите свой голос.

  • Нельзя в холодное время года передвигаться по улице с открытым горлом.
  • Не переохлаждайтесь.
  • Желательно не выходить на мороз сразу после пения – для разогретых связок холод может быть опасен. Нельзя петь и кричать на морозе! Петь на открытом воздухе можно лишь в тёплое время года при температуре выше 16 градусов.
  • Старайтесь не простужаться и не болеть: иногда бывает, что после простуды, гриппа или ОРВИ голос не может прийти в норму месяц и более! Предпринимайте меры профилактики.
  • Конечно, важен здоровый образ жизни (как и для всего организма), оптимальный режим восстановления, сна, закаливание — безусловно, всё это полезно и для вашего голоса тоже.
  • И если все же вы заболели или «перетрудили» свой голос, помните главное правило: МОЛЧАНИЕ – ЗОЛОТО.

Распевайтесь!

  • Правильнее петь, предварительно распеваясь, аналогично разминке, которая всегда должна проводиться перед тренировкой. Распевание разогревает голосовые связки, настраивает и концентрирует певца перед вокальной работой. Конечно, бывают случаи, когда нет времени разогреться, тем не менее, найдите хотя бы 3-4 минуты, чтобы уберечь свой аппарат от резкой нагрузки.
  • Избегайте форсированного звука, постоянной твёрдой атаки.
  • Избегайте многократного самостоятельного повторения высоких нот, когда рядом нет педагога.

Постарайтесь сохранить приемлемую влажность воздуха в помещении.

Сухость в помещениях — ещё один враг голоса. К сожалению, с этим трудно бороться. Центральное отопление для голоса вредно, но проще принять это как данность нашего времени. Пробуйте использовать увлажнители воздуха.

Не пойте сразу после сна.

Известно, что голос "просыпается" часа через 3-4 после подъема и звучит довольно сипло и не имеет внутренней силы.

Безусловно, профессиональные вокалисты готовы петь «по щелчку», не важно, когда они проснулись. Но в процессе становления исполнителя, педагоги не советуют петь сразу после пробуждения. Позвольте организму спокойно проснуться и приготовиться к работе.

Пение детей во время мутации.

Мутация – изменение голоса во время полового созревания. В это время показан щадящий голосовой режим, под обязательным контролем преподавателя, интенсивные занятия не рекомендуются. Мальчики, которые занимаются вокалом профессионально, должны проходить осмотр у фониатра не реже, чем раз в полгода. У девочек мутация проходит менее ощутимо. Но в этот период лучше не планировать участие в вокальных конкурсах.

Нагрузка на голос.

На начальном этапе обучения один час в день – достаточная нагрузка на голос, позволяющая отработать все необходимые приемы и попрактиковаться на музыкальном материале. Помните, что нагрузка должна увеличиваться постепенно, не перетруждайте свой аппарат, так как процесс восстановления в дальнейшем может быть очень долгим.

Усталость.

В конце рабочего дня мы все испытываем усталость. Если у вас выдался напряженный день — хорошо отдохните и выспитесь!

Если вы много занимались пением, то лучший отдых для голоса – это сон и молчание. При этом постарайтесь не слушать музыку (особенно, вокальную). Дело в том, что во время прослушивания музыки голосовые связки неосознанно напрягаются, вследствие чего происходит, так называемое, пассивное пение. Если голос очень устал — не разговаривайте, даже шёпотом, и не переписывайтесь в чатах и соцсетях J(связки и при этом тоже напрягаются и "работают"!).

Питание, витамины, вредные привычки.

Перед пением не следует употреблять:

  • шоколад,
  • орехи, семечки,
  • мороженое,
  • чипсы,
  • напитки с газом, особенно сладкие газировки.

Питайтесь правильно: включайте в свой рацион достаточное количество белка и не забывайте про витамины, особенно группы B.

Оптимальный прием пищи за 2-3 часа перед занятием, чтобы не чувствовать дискомфорт из-за голода, или наоборот, из-за насыщения.

При повышенных нагрузках на голос фониатры рекомендуют препараты кальция, например, Кальций Сандоз (растворимые шипучие таблетки, принимать по 1000 мг в сутки, лучше во время еды), витамины группы B, женьшень, элеутерококк.

Голос и алкоголь

Вред алкоголя всем известен. Он разрушил жизни и карьеры многих известных исполнителей и просто обычных людей.

Существует мнение, что употребление небольшого количества крепкого напитка (коньяка) перед пением благоприятно влияет на голосовые связки.

Это большое заблуждение! Алкоголь пересушивает связки и наступает потеря эластичности. Нельзя ни репетировать, ни выходить на сцену во время алкогольного опьянения (даже незначительного).

Читать еще:  Как лечить сиаладенит

Курение и голос

Курение наносит вред слизистым оболочкам дыхательных путей и лёгких, табачный дым сушит связки, отсутствует звонкость и полетность голоса. Если человек курит много лет, то несмыкание связок у него происходит гораздо чаще, чем у некурящего.

Лечение голоса

Насморк, сухость слизистых, воспаления носоглотки часто выбивают нас из рабочего состояния, сильно влияют и изменяют внутренние ощущения, которыми пользуется певец.

В подобных состояниях работать голосом нельзя. Принимайте эффективные меры при первых симптомах болезни, чтобы быстро вернуться к рабочему процессу.

Управление голосом в ораторском искусстве

Голос оратораЕсли речь – это то, как вы используете слова, то голос – то, как эти слова звучат. Для слушателей ваш голос – часть того, кто вы и во что верите. Следуйте нашим советам о том, как эффективно использовать свой голос, когда вы выступаете перед публикой.

Управление голосом – намного более важный аспект вашего выступления, чем вы думаете. Использовать свой голос можно по-разному: бормотать, шептать или кричать. Можно реветь, предлагать, требовать. Также можно заявлять, объявлять, утверждать, подтверждать.

  • Используйте свой голос для максимального воздействия

Он помогает влиять на людей. По тому, как звучит ваш голос, слушатели делают выводы о вашем отношении к ним и идеям, которые вы представляете. Они будут оценивать вашу искренность, убедительность и ораторское мастерство частично по вашему голосу. И это, в свою очередь, повлияет на то, как они воспримут вас и ваше сообщение.

Из этого следует, что для того, чтобы быть хорошим докладчиком, вы должны следить за своим голосом и учиться использовать его эффективно. Правильное управление голосом может подчеркнуть и усилить каждую идею, которую вы передаете или хотите успешно продать.

Варьируйте разные элементы звучания для большей убедительности

Если высота, громкость, ритм и тембр вашего голоса не будут меняться, вы рискуете быть монотонным. И в результате аудитория потеряет к вам интерес.

Монотонность говорит слушателям о том, что вы не вложили души в ваше сообщение. Это подразумевает, что вам на самом деле всё равно, как реагирует ваша публика.

Монотонность не может обеспечить того акцента, выразительности, благодаря которой слушатели лучше воспринимают вашу речь. Но вы можете расставить акценты, делая свой голос более выразительным. Выразительный голос замедляется и ускоряется… меняет темп… варьирует высоту и громкость. Это помогает выражать различный спектр эмоций: от уверенности до сомнения, от удивления до убежденности, от восхищения до отвращения. Здесь не обойтись без 4 приемов управления голосом.

Учитесь придавать своему голосу выразительность, экспериментируя с различными аспектами звука: громкостью, высотой, ритмом и тембром. Теперь попробуйте сделать это, читая вслух следующее предложение:

«Я не говорил ей, что вы поступили глупо».

В зависимости от того, как вы меняете вокальные элементы, вы можете придать этому предложению любое из нескольких значений. Начните с прочтения этого предложения вслух, подчеркивая ударением первое слово. Продолжите повторять предложение, каждый раз выделяя другое слово:

«Я не говорил ей, что вы поступили глупо» (Кто-то другой сказал ей).

«Я не говорил ей, что вы поступили глупо» (Я специально этого не сделал).

«Я не говорил ей, что вы поступили глупо» (Я подразумевал это).

«Я не говорил ей, что вы поступили глупо» (Я сказал кому-то другому).

«Я не говорил ей, что вы поступили глупо» (Я сказал ей, что кто-то другой поступил глупо).

«Я не говорил ей, что вы поступили глупо» (Я сказал ей о вашем поступке что-то другое).

Оратор говоритОдни и те же слова. Различные значения. Вот она – сила управления голосом.

Вот еще несколько подсказок, как управлять своим голосом, чтобы он обрел силу:

Регулируйте громкость вашего голоса

Меняйте громкость, чтобы препятствовать тому, чтобы ваш голос стал монотонным.

Всегда говорите достаточно громко, чтобы все могли вас услышать. Если выступаете перед многочисленной аудиторией, говорите немного громче, даже если используете микрофон.

При отклонении от темы говорите тише. Постепенно увеличивайте громкость, когда подводите слушателей к главной идее.

Установите оптимальную высоту голоса

Высота – это частота звуковых волн, которые вы производите. Вы можете производить высокие или низкие звуки.

Принимайте во внимание этот аспект управления голосом и научитесь совершенствовать его, фраза за фразой. Вопросы, например, должны завершаться на более высокой ноте. Утверждения, наоборот, должны произноситься нейтральным или немного более низким тоном. Завершение утверждений на высокой ноте может вызвать сомнение в том, что вы уверены в своих словах.

Экспериментируйте с высотой голоса в течении вашего выступления, чтобы усилить эффект от своей речи.

Меняйте ритм и темп

Ритм – это последовательность звуков, которые вы производите. Темп – это быстрота вашей речи.

Используйте ритм, чтобы передать значение.

Замедлите темп, чтобы подчеркнуть определенные идеи. Ускорьте темп, чтобы выразить волнение или пошутить.

Сделайте паузу, чтобы подчеркнуть важные пункты или дать время слушателям, чтобы понять сложную идею. Также делайте паузу, когда собираетесь переходить к следующей идее.

Оратор за трибунойКонтролируйте тембр

Тембр – это эмоциональная окраска вашего голоса. Это – отношение, которое скрывается за словами и фразами. Слушатели чувствуют, какую позицию занимает оратор, и, на основе этого ощущения, делают выводы о нем.

Используйте тембр, чтобы подчеркнуть свою идею, выразить эмоцию или определенное отношение. Выберите слова и фразы, которые подтвердят вашу позицию.

Меняйте эмоциональную экспрессию, чтобы подчеркнуть смысл.

Голос – один из многих инструментов, которые помогают нам в общении. Курсы ораторского мастерства в Москве дают вам прекрасную возможность тренироваться в управлении своим голосом. Научитесь применять его так, чтобы сделать своё сообщение ясным и донести его значимость до ваших слушателей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector