Akson-med-med.ru

Аксон Мед Мед
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как принять диагноз и на что потратить время и силы

Как принять диагноз и на что потратить время и силы

Как принять диагноз и на что потратить время и силы

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровы и активны, росли и учились в обществе своих сверстников, вели полноценный образ жизни. Но как быть, если малышу поставили диагноз «сенсоневральная тугоухость 4-й степени», который означает фактически полную глухоту? Что в этом случае делать родителям и на что им в первую очередь нужно направить силы, чтобы помочь ребенку развиваться и не отставать от ровесников? В этой статье родители найдут несколько полезных советов.

В России проблема раннего выявления нарушений слуха у детей была поставлена на государственный уровень более 10 лет назад. Все роддома на сегодняшний день оснащены приборами для регистрации вызванной отоакустической эмиссии, которые позволяют провести аудиологический скрининг новорожденным на 3-4 сутки жизни. Исследование не ставит окончательный диагноз, но помогает своевременно обнаружить возможные проблемы. Если результаты скрининга сомнительны, ребенка направляют на дополнительные диагностические обследования. Современные приборы способны выявить практически все отклонения в развитии наружного, среднего и внутреннего уха: кондуктивную и сенсоневральную тугоухость, частичную потерю слуха и даже глухоту. Благодаря столь ранней диагностике нарушений слуха стало возможным быстро оказать малышу помощь, способствуя тем самым его нормальному развитию. Нередки случаи, когда первичные данные, полученные на скрининге, не подтверждаются. Но что делать, если врач диагностирует сенсоневральную двустороннюю тугоухость 4-й степени – самую тяжелую из всех степеней данной болезни, при которой порог восприятия звука не ниже 71–90 дБ, что означает фактически полную глухоту?

Аудиологический скрининг новорожденных

Практика показывает, что родители, впервые услышавшие этот диагноз, не в состоянии его принять сразу и безоговорочно. Словосочетание «четвертая степень» всегда подвергается сомнению. У мам и пап теплится надежда, что врач мог ошибиться по причине своей недостаточной компетентности или из-за неточности диагностического оборудования и у их ребенка не четвертая, а более легкая степень тугоухости. Семьи, особенно живущие в небольших населенных пунктах или в отдаленных регионах, начинают поиск «хороших» клиник, желательно в Москве или Санкт-Петербурге, чтобы пройти у лучших докторов повторное обследование. Логика родителей понятна, и при любом другом диагнозе действительно нужно не один раз проконсультироваться у разных специалистов. Но в данном случае не стоит тратить на это время, так как, к сожалению, ни третья, ни четвертая степени сенсоневральной тугоухости не поддаются лечению. При этом заболевании клетки внутреннего уха (волосковые клетки, клетки тканей звукопроводящего нерва, нервных волокон и пр.) разрушаются и перестают выполнять свою функцию – проводить звуковые сигналы до коры головного мозга. Диагноз, устанавливаемый с помощью объективного исследования, которое называется «метод регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП)», точный и не поддается сомнению. При глубокой сенсоневральной тугоухости на аудиограмме отображаются лишь две-три точки по низким частотам – остатки слуха. И двух мнений тут быть не может: ребенок, к большому сожалению, не слышит.

На этом этапе большинство родителей устремляются на поиски причин. Вопрос: «Почему это произошло в нашей семье?» – становится главным. Чтобы получить на него ответ, мамы и папы сдают генетические анализы, проводят всевозможные обследования, опять теряя драгоценное время.

Тогда же они узнают о том, что единственным способом вернуть чаду слух является операция по кохлеарной имплантации. Но само слово «операция» вызывает у родителей большой страх. Все свои силы они бросают на то, чтобы любыми способами ее избежать. Любопытный факт: в сети Интернет огромной популярностью пользуется запрос «лечение глухоты». Это свидетельствует о том, что российские граждане искренне верят, что глухоту можно вылечить. Постоянно работая с родителями, могу сказать, что уже не удивляюсь тому, какими способами они пытаются вернуть своим детям слух – начиная от похода к колдунам и целителям и заканчивая протезированием слуховыми аппаратами. Важно понимать, что нетрадиционная медицина – пустая трата времени и денег. Приблизительно то же самое при данном диагнозе могу сказать о протезировании слуховыми аппаратами. Даже самые дорогостоящие сверхмощные слуховые аппараты бессильны перед тяжелыми степенями сенсоневральной тугоухости, особенно когда остатки слуха концентрируются только на низких частотах. Усиленные с помощью слуховых аппаратов низкие частоты не обеспечивают полноценную слуховую основу, а значит, не может идти развитие слухового восприятия и устной речи ребенка.

Но, не обладая полной, компетентной информацией по данному вопросу, очень многие родители принимают решение протезировать ребенка слуховыми аппаратами. Что в этом случае происходит? Появляется иллюзия развития. Ребенок, который пребывал в тишине, вдруг начинает реагировать на собственное имя, на бытовые ситуации, такие как звонок в дверь, работу кухонных приборов и так далее. То есть на контрасте, когда не было никакой обратной связи, а со слуховыми аппаратами малыш действительно начал слышать звуки, кажется, что протезирование сделано не напрасно и процесс пошел. И в такой надежде, что раз ребенок слышит, значит, все понимает и обязательно заговорит, многие семьи живут несколько лет. Но чуда не происходит. И к трем годам (а именно в этот период малыши с нормальным слухом начинают говорить фразами) дети, которые не слышат, имеют уже очень серьезную задержку в развитии. Ведь без слуха и речи тормозятся абсолютно все процессы.

Расскажу случай из собственной практики. К нам в Центр реабилитации «Тоша&Co» из ближнего Подмосковья приехали мама с сыном. Ребенку 4 года и 7 месяцев, он глухой с рождения. Год назад ему установили кохлеарный имплант, но речь и слух по-прежнему не развиты. Очевидны его задержка и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Это произошло, потому что операция была проведена очень поздно, и теперь ребенку предстоит долгий и сложный путь реабилитации.

Родители должны знать, что для детей активным сенситивным периодом развития речи является возраст до 3 лет. В это время все происходит естественно: ребенок слышит слово, запоминает его, а затем воспроизводит в нужной ситуации. Чем старше ребенок, тем больше усилий ему требуется для формирования пассивного и активного словаря. То есть после четырехлетнего возраста мы уже не можем прогнозировать достижения нормы, мы только говорим о перспективах слухоречевого развития, при котором отставание от нормы неизбежно.

Иная ситуация складывается, если кохлеарная имплантация делается в рекомендованные сроки: как правило, операции разрешают малышам до 1 года (зависит не от возраста, а от веса). Если глухота не отягощена тяжелыми сочетанными нарушениями (справедливости ради стоит сказать, что такие случаи встречаются крайне редко и составляют не более 5%), ребенок воспитывается в благополучной семье, находится в речевой среде и его процессор хорошо настроен, то дети спонтанно развиваются наравне со своими слышащими сверстниками и становятся полноценными членами общества.

Подчеркну, что очень фактором и залогом успеха является принятие родителями диагноза ребенка. Это важная стадия эмоционального состояния мамы и папы, когда приходит четкое понимание целей. Принимая диагноз, взрослые начинают трезво оценивать ситуацию и ищут варианты помощи малышу, способы решения проблемы. Концентрация усилий происходит на вопросе «что делать?» вместо вопроса «кто виноват?». Часто случается, когда нарушения слуха не врожденные, а приобретенные. Например, ребенок потерял слух после перенесенной болезни, применения ототоксичных препаратов или полученной травмы. Как правило, все развивается за очень короткий срок. В таких случаях часто родители не теряют времени на походы к разным специалистам за уточнением диагноза, не выясняют причин, отчего и почему все так произошло, а сразу переходят к действиям. Если специалисты говорят, что единственным выходом является кохлеарная имплантация, решение об операции принимается незамедлительно. Безусловно, этому способствует тот факт, что до болезни или травмы ребенок слышал и говорил, а теперь не реагирует на звуки и молчит. Родители понимают, что промедление может привести к необратимым последствиям.

Читать еще:  Как принимать «Гербион»?

К сожалению, практика показала, что нормально развитым детям в возрасте от 2 до 4 лет достаточно трех месяцев жизни в тишине до полного распада речи. В возрасте от 4 до 7 лет при потере слуха речь пропадает или, как минимум, сильно искажается примерно через полгода. И у родителей таких детей стадия принятия диагноза проходит очень быстро. Возможно, даже не преувеличу, если скажу, что многие мамы и папы перешагивают этот этап и сразу переходят на стадию преодоления. Преодолели страшную болезнь, оправились от тяжелой травмы – вот что является самым главным!

Семьям, в которых родились дети с серьезными нарушениями слуха, принять диагноз, безусловно, сложнее. Если психологически родитель так и не может этого сделать, даже когда проблема фактически решена, его специфическое поведение формирует из ребенка инвалида. Вновь приведу случай из практики. В Центр «Тоша&Co» на реабилитацию приехала мама с сыном. Ребенок был имплантирован вовремя, он хорошо развивается, его слухоречевые навыки в норме по всем параметрам. Но мама, которая так и не смогла принять диагноз, чрезмерно жалеет и опекает сына, неустанно создает более щадящие условия для его жизни, воспитания и обучения. И это, безусловно, оказало негативное влияние. Ребенок, который физически не имеет ограничений и может развиваться наравне со сверстниками, фактически выглядит инвалидом. Такое поведение родителей порождает ряд проблем: дети тяжело социализируются, они пугаются малейших сложностей, требуют скидок на свою «инвалидность» и т.д.

К сожалению, на момент поступления в наш Центр по статистике лишь 3-5% родителей смогли преодолеть зацикленность и принять диагноз ребенка. Остальные нуждаются в серьезной психологической помощи. И они ее получают. В «Тоше&Co» высококвалифицированный специалист ведет консультирование родителей по вопросам воспитания, развития, переориентации манипулятивного детского поведения, коррекции внутрисемейных взаимоотношений. Мы помогаем мамам и папам, вселяем в них оптимизм и уверенность в том, что при грамотном подходе с помощью комплекса необходимых занятий и правильного воспитания можно добиться превосходных результатов в реабилитации ребенка и его социализации.

Справочник международной классификации болезней МКБ-10

Онлайн версия полного справочника международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10) представлена в виде иерархического дерева для удобной навигации и поиска кодов болезней. Полный справочник кодов МКБ-10 на 2021 годМКБ-10 — нормативный документ используется по всему миру как ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении.

Поиск по справочнику МКБ-10:

Поиск
Дерево МКБ-10
I Некоторые инфекционные и паразитарные болезни A00-B99 ?
II Новообразования C00-D48 ?
III Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм D50-D89 ?
IV Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ E00-E90 ?
V Психические расстройства и расстройства поведения F00-F99 ?
VI Болезни нервной системы G00-G99 ?
VII Болезни глаза и его придаточного аппарата H00-H59 ?
VIII Болезни уха и сосцевидного отростка H60-H95 ?
IX Болезни системы кровообращения I00-I99 ?
X Болезни органов дыхания J00-J99 ?
XI Болезни органов пищеварения K00-K93 ?
XII Болезни кожи и подкожной клетчатки L00-L99 ?
XIII Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани M00-M99 ?
XIV Болезни мочеполовой системы N00-N99 ?
XV Беременность, роды и послеродовой период O00-O99 ?
XVI Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде P00-P96 ?
XVII Врожденные аномалии [пороки развития], деформации и хромосомные нарушения Q00-Q99 ?
XVIII Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках R00-R99 ?
XIX Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин S00-T98 ?
XX Внешние причины заболеваемости и смертности V01-Y98 ?
XXI Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения Z00-Z99 ?
XXII Коды для особых целей U00-U85 ?

Сокращения и условные обозначения:

* — факультативный код. Дополнительный код в системе двойного кодирования, содержит информацию о проявлении основной генерализованной болезни в отдельном органе или области тела;
† — код основной болезни. Главный код в системе двойного кодирования, содержит информацию основной генерализованной болезни;
БДУ — без дополнительных уточнений;
НКДР — не классифицированный(ая)(ое) в других рубриках.

Симптомы и лечение кондуктивной тугоухости

Кондуктивная тугоухость – это разновидность ухудшения слуха, связанная с непроходимостью звуковой волны через структуры наружного и среднего уха к внутреннему. Главными симптомами заболевания являются снижение слуха, ощущение заложенности ушей, сложность в восприятии чужой речи на фоне внешних шумов и посторонних звуков. Кондуктивная тугоухость, в отличие от нейросенсорной, лечится достаточно хорошо. Терапия подбирается в зависимости от заболевания или состояния, ставшего причиной проблем со слухом.

Тугоухость

Общие сведения о заболевании

Кондуктивная тугоухость — распространённый диагноз, и о нём можно часто услышать в кабинете оториноларинголога. Две трети случаев снижения слуха связаны именно с этой формой тугоухости.

У 14% жителей земного шара проблемы со слухом начинаются после 30 лет. После 60 с проблемой тугоухости сталкивается треть населения нашей планеты. В России насчитывается 13 миллионов человек, имеющие заметные проблемы со слухом. Чаще тугоухость встречается у пожилых.

В основе заболевания лежит сбой в механизме звукопроведения, когда перед звуковой волной встаёт какое-то препятствие, мешающее ей дойти до головного мозга.

За проведение звуковой волны отвечают наружное и среднее ухо. Звуковая волна начинает свой «забег» в ушной раковине, которая улавливает звук из внешней среды. Далее звуковая волна по слуховому проходу добирается до барабанной перепонки, которая под действием звуковой волны начинает колебаться. Вибрация перепонки передаётся слуховым косточкам, которые находятся в полости среднего уха. Слуховые косточки усиливают полученный звук больше, чем в 20 раз.

От слуховых косточек звуковая волна направляется во внутреннее ухо, где она трансформируется в нервные импульсы. Эти сигналы направляются в головной мозг.

Устройство уха

Если вся эта цепочка действует слаженно, мы слышим окружающие звуки отлично. Но если на каком-то этапе происходит сбой, развивается тугоухость. Очевидно, что если нарушен механизм звукопроведения, значит дело в наружном или среднем ухе. А причин нарушений в этих отделах, приводящих к сниженному слуху, достаточно много.

Причины, факторы риска заболевания

Развитие кондуктивной тугоухости связано с влиянием различных факторов. К возможным причинам тугоухости относят:

Врождённые аномалии развития наружного и среднего уха: микротия (недоразвитость ушной раковины), атрезия слухового прохода (полностью или частично отсутствующий слуховой проход), патологии слуховых косточек.

Серные пробки в ухе. Образование серы – это естественный процесс. Сера нужна нам, чтобы защищать ухо от попадания в него патогенной флоры. Но если серы образуется слишком много, или человек неправильно чистит уши, сера скапливается в слуховом проходе, образуя плотную пробку. Серная пробка – настоящий механический барьер на пути звуковой волны, поэтому при наличии пробки слух снижается, и возникает заложенность в ухе.

Посторонний предмет в слуховом проходе. Он вызывает те же симптомы, что и серная пробка. Попавший в ухо предмет не даёт звуку направиться в среднее ухо. Развивается кондуктивная тугоухость. Часто с этой ситуацией сталкиваются родители маленьких детей, которые засовывают в слуховой проход мелкие детали, бусинки и прочее. Хотя подобные ситуации случаются иногда и у взрослых, например, когда в ухо попадёт насекомое.

Наружный отит – воспаление наружного уха. Его вызывают вирусы, бактерии и грибы. Наружный отит может быть острым и хроническим.

Средний отит – воспалительный процесс в среднем ухе. Бывает острым и хроническим, экссудативным и гнойным. Хронический гнойный отит представляет опасность для слуха, потому что он может стать причиной перфорации барабанной перепонки, разрушения слуховых косточек, тимпаносклероза.

Другие воспалительные процессы лор-органов: евстахиит, тубоотит, увеличение аденоидов.

Опухоли уха. Они могут быть как доброкачественными, так и злокачественными (фиброма, атерома, остеома, саркома, плоскоклеточный рак).

Холестеатома – новообразование в среднем ухе, которое может привести к разрушению слуховых косточек.

Травмы (повреждения наружного уха, акустические травмы, баротравмы из-за скачков давления, повреждения среднего уха и височной кости).

Причины тугоухости

Виды и степени заболевания

Кондуктивная тугоухость согласно Международной классификации болезней (МКБ — 10) бывает:

односторонней с нормальным слухом на противоположном ухе;

Степени кондуктивной тугоухости разделяются на группы, исходя из способности человека различать звуки различной громкости. Всего степеней четыре.

При тугоухости I степени порог слышимости человеческого уха находится в рамках 26 – 40 дБ (децибел). Чтобы было понятно, шёпотной речи соответствует величина 20 дБ, шуму проезжающей машины – 70 — 80 дБ, громкости на концерте рок-музыки 120 дБ, работающей дрели – 140 дБ. I степень тугоухости считается самой лёгкой. Шёпотную речь человек различает на расстоянии до 2 метров от уха, а разговорную – до 6 метров.

II степень – тугоухость средняя. Порог слышимости при этой степени 41 – 55 дБ. Человек со II степенью тугоухости слышит шёпот только, если собеседник говорит ему что-то на ухо. Разговорная речь воспринимается на расстоянии до 3 метров.

III степень тугоухости считается среднетяжёлой. Порог слышимости – 56-70 дБ. Слова, произнесённые шёпотом, неразборчивы совсем. Громкую речь человек слышит на расстоянии до 1 метра, то есть источник звука должен находиться практически рядом с ухом.

IV степень – тяжёлая форма тугоухости. Порог слышимости 71 – 90 дБ. При такой форме тугоухости человек сможет что-то услышать, если ему громко крикнуть на ухо.

При пороге слуха более 91 дБ человеку диагностируют полную глухоту.

Симптомы кондуктивной тугоухости

Основной признак заболевания – ухудшение слуха. Окружающие звуки воспринимаются приглушённо, как будто в уши вставили беруши либо их заткнули пальцами. Затрудняется восприятие разговорной речи. Нужно сильно сконцентрироваться, чтобы выделить слова на фоне посторонних шумов.

Если тугоухость стала следствием ушных воспалений, могут появиться следующие симптомы:

выделения из слухового прохода;

повышенная температура тела.

Как правило, в этом случае слух восстанавливается после вылечивания основного, воспалительного заболевания.

Чем кондуктивная тугоухость отличается от нейросенсорной?

Принципиальное различие между этими двумя видами тугоухости состоит в том, что при кондуктивной тугоухости нарушается процесс звукопроведения, а при нейросенсорной – механизм звуковосприятия.

В первом случае существуют препятствия в наружном или среднем отделах уха, мешающие звуковой волне добраться до структур внутреннего уха. Во втором случае, звуковая волна легко доходит до внутреннего уха, но звуковой анализатор не может разобрать поступившие сигналы, то есть проблема кроется в нарушениях слуховых функций внутреннего уха.

В отличие от нейросонсорной тугоухости кондуктивная достаточно хорошо поддаётся лечению с помощью медикаментозной или хирургической терапии. Прогноз при нейросенсорной тугоухости во многом зависит от тяжести заболевания.

Также есть сочетанные состояния, когда нейросенсорная тугоухость протекает вместе с кондуктивной. В таком случае мы говорим о смешанной тугоухости.

Методы диагностики

Для подтверждения диагноза «кондуктивная тугоухость» нужно посетить оториноларинголога, который проведёт тщательное исследование органа слуха.

Приём у лор-врача начинается с опрашивания больного на предмет жалоб (когда, при каких обстоятельствах появились симптомы, как протекает заболевание) и сбора анамнеза жизни и здоровья (выясняет информацию о хронических, перенесённых заболеваниях, аллергических реакциях, условиях, в которых работает человек и т.п.)

Для постановки диагноза проводятся следующие виды исследований:

отоскопия – инструментальный осмотр наружного уха, слухового прохода и барабанной перепонки;

эндоскопия – исследование отдалённых участков ушной полости, не видимых при отоскопии;

акуметрическое исследование остроты слуха с помощью шёпотной, разговорной речи и камертонов;

аудиометрия, помогающая определить тип тугоухости;

тимпанометрия, позволяющая выявить недостатки в работе структур среднего уха;

рентгенологическое исследование, КТ, МРТ назначаются, когда доктору недостаточно данных для определения причины тугоухости после проведённых исследований.

Лечение

Схему лечения кондуктивной тугоухости назначает оториноларинголог в зависимости от установленной причины снижения слуха.

Серные пробки и инородные тела удаляются в лор-кабинете в день обращения. Слух возвращается сразу после проведения процедуры. Не нужно пытаться избавиться от инородного тела самостоятельно. Вы рискуете загнать его ещё глубже либо травмировать барабанную перепонку и кожу слухового прохода.

Терапия воспалительно-инфекционных процессов может включать приём антибиотиков и противовоспалительных препаратов. Также в зависимости от диагноза проводятся терапевтические манипуляции в лор-клинике: туалет наружного, среднего уха, промывание уха лекарственными растворами, пневмомассаж барабанной перепонки. катетеризация слуховых труб.

Кроме медикаментозного лечения применяются хирургические методы – для устранения перфорации барабанной перепонки, восстановления функций слуховых косточек, удаления новообразований.

Если слух не поддаётся корректировке вышеуказанными методами, проводится слухопротезирование.

Способы профилактики

Специфических профилактических мер для предупреждения кондуктивной тугоухости нет. Нужно своевременно пролечивать воспалительные заболевания уха, не практиковать самолечение и посещать оториноларинголога сразу, как только начались проблемы со слухом. Возьмите за правило посещать оториноларинголога для профилактики – это единственный способ предупредить тяжёлое течение болезни и диагностировать нарушения на ранней стадии.

Лечение в «Лор-клинике доктора Зайцева»

Лечение проблем со слухом – одно из профильных направлений нашей лор-клиники. В нашем арсенале самое современное диагностическое оборудование, которое позволит определить причину тугоухости и оценить остроту слуха. Лор-кабинеты клиники также оснащены всем необходимым оборудованием для проведения лечебных и физиопроцедур.

Наша команда – высокопрофессиональные лор-врачи с большим практическим опытом работы со взрослыми пациентами и детьми. Мы владеем передовыми методиками диагностики и улучшения слуха.

книги / Справочник по формулированию клинического диагноза болезней нервной системы (Шток, Левин, 2006)

налось во вторую очередь. При этом, если статистическая регист­ рация болезней и причины смерти ограничивалась только первым слагаемым диагноза, то кровоизлияние в мозг вообще исчезало из статистики.

Подобного рода трудностей не удалось избежать и в МКБ-10, где нарушения мозгового кровообращения (т. е. церебральные нару­ шения при сосудистых заболеваниях) кодируются в блоке «Цереброваскулярные болезни» (160—169), относящемся к классу IX, «Бо­ лезни системы кровообращения». Совершенно очевидно, что речь идет не просто о терминологических затруднениях. Если данные об острых нарушениях мозгового кровообращения не будут учтены в медицинской статистике в числе вопросов, относящихся к ведению специалистов-неврологов, то и в организации адекватной невроло­ гической помощи (скорая помощь, блоки интенсивной терапии, вопросы инструментальной диагностики, лечения и реабилитации больных с инсультом) будут неминуемо допущены ошибки.

В ряде случаев в МКБ-10 предусматривается двойное кодирова­ ние. При двойном кодировании один код содержит информацию об основной болезни и помечается «крестиком» (+), другой код (факульта­ тивный) содержит информацию о проявлении этой болезни в отдель­ ном органе, что представляет собой самостоятельную клиническую проблему. Чаще всего это осложнение основного заболевания, которое и приводит к обращению за медицинской помощью (амбулаторное обследование, госпитализация) и явилось причиной временной не­ трудоспособности или инвалидности. Этот факультативный дополни­ тельный код, относящийся к проявлениям болезни, помечается «звез­ дочкой» (*). Принцип М К Б заключается в том, что код с «крестиком» употребляется всегда, а код со «звездочкой» — при необходимости сбо­ ра специальных статистических данных в рамках узкой специальности.

Код со «звездочкой» никогда не должен употребляться самостоятельно.

Пример двойного кодирования: А17.0+ туберкулезный менин­ гит (G01*), при этом код А17.0+ относит данный случай к классу I «Некоторые инфекционные и паразитарные болезни» (блок «Тубер­ кулез»), а код G01* — к классу VI «Болезни нервной системы» (блок «Воспалительные болезни ЦНС»).

Отсюда очевидно, что применение факультативного дополнитель­ ного кода необходимо для эпидемиологического и статистического анализа болезней в пределах узкой медицинской специальности, в данном случае — в области болезней нервной системы.

Справочник по формулированию диагноза болезней нервной системы

Следует обратить внимание специалистов-неврологов на то, что в МКБ-10 в класс VI «Болезни нервной системы» не включены так­ же травмы и опухоли нервной системы. Эти болезни представлены рубриками в других соответствующих классах. В этих случаях в на­ шем пособии приведены необходимые коды рубрик, заимствован­ ные из соответствующих других классов МКБ-10.

Правила пользования справочником

Специалист-невролог, который намерен использовать справочник для оптимальной формулировки развернутого диагноза, находит в содержании название соответствующей группы болезней нервной системы. Для каждой группы заболеваний разработана соответству­ ющая таблица, в ее левой половине приведены названия болезней и их буквенно-цифровые трехзначные коды МКБ-10, а также де­ тализующие их подрубрики с четвертым числовым знаком (после точки). В правой половине таблицы указаны рекомендуемые общие формулировки диагноза (ОФД), а также варианты примерных форму­ лировок развернутого диагноза (ПРФД); ОФД обычно соответствует наименованию болезни в МКБ-10. ОФД допустимо использовать при недостаточности амнестических и клинических данных, а так­ же при отсутствии данных инструментального исследования. При наличии же этих данных должен быть сформулирован развернутый клинический диагноз.

При формулировании П Р Ф Д авторы справочника использовали опыт и рекомендации ведущих неврологических школ как нашей страны, так и зарубежных. Так, например, были использованы раз­ работки Н И И неврологии РАМН по вопросам классификации, форму­ лирования и кодирования диагноза сосудистых заболеваний головного мозга, разработки Н И И нейрохирургии РАМН им. Н. Н. Бурденко в области нейротравматологии и другие подобные источники. Следует подчеркнуть, что наличие МКБ-10 с определенной рубрификацией не отменяет клинические классификации, разработанные ведущими коллективами нашей страны. Такие классификации способствуют развитию у специалистов-неврологов современного клинического мышления и совершенствованию знаний и умений в формулиро­ вании полного клинического диагноза. Нужно также иметь в виду, что главной целью МКБ-10 является унификация статистического учета заболеваний, поэтому названия многих рубрик не соответствуют

общепринятой клинической терминологии и сформулированы та­ ким образом, чтобы облегчить статистический учет неуточненных случаев тех или иных заболеваний.

Вопросы, касающиеся формулирования патолого-анатомичес- кого диагноза, лежат вне пределов нашей компетенции и не входят в задачи данного справочника. В то же время можно указать, что в основе методических подходов к формулированию патолого-анато- мического диагноза (но не указанию на непосредственную причи­ ну смерти) лежат те же принципы и последовательность: основное заболевание, осложнения основного заболевания, сопутствующие заболевания. При летальном исходе нередко у одного и того же больного обнаруживается два или несколько заболеваний, причем основное заболевание выделить затруднительно. В этих случаях со­ гласно «Методическим рекомендациям МЗ С С С Р по проведению клинико-анатомических конференций» (1979) в диагностические определения (формулировку патолого-анатомического диагноза) вводят такие понятия, как конкурирующие, сочетанные и фоновые заболевания, и применяют определение «комбинированное основ­ ное заболевание». Конкурирующими называют два заболевания, обнаруженные одновременно, каждое из которых в отдельности могло послужить причиной смерти. Сочетанными называют такие заболевания, каждое из которых не смертельно, но, развившись од­ новременно, приводят к смерти. Фоновым называют заболевание, которое, имея важное значение в этиологии и патогенезе основно­ го заболевания, обусловило его особую тяжесть и возникновение осложнений. Диагностическое определение, «комбинированное основное заболевание» применяют при наличии конкурирующих, сочетанных и фоновых заболеваний. При этом для статистического кодирования выбирается код только одной из вошедших в комбини­ рованное основное заболевание нозологических форм.

Выражаем уверенность, что предлагаемый вашему вниманию справочник будет способствовать развитию клинического диагно­ стического мышления, упорядочению формулирования разверну­ того клинического диагноза болезней нервной системы, а следова­ тельно, будет способствовать своевременному назначению больно­ му адекватного лечения.

Глава 1 Сосудистые заболевания

головного и спинного мозга

1.1. Геморрагический инсульт (внутричерепное кровоизлияние)

1.2. Ишемический инсульт (инфаркт мозга)

1.3. Инсульт, не уточненный как кровоизлияние или инфаркт

1.4. Последствия инсульта

2. Преходящие нарушения мозгового кровообращения

3. Поражение прецеребральных и церебральных артерий, не приводящее к инфаркту мозга

4. Дисциркуляторная энцефалопатия и сосудистая деменция

5. Другие цереброваскулярные заболевания

6. Сосудистые заболевания спинного мозга (спиноваскулярные заболевания)

Сосудистые заболевания центральной нервной системы — этиоло­ гически гетерогенная группа заболеваний, обусловленных наруше­ нием ее кровообращения. Сосудистые заболевания центральной нервной системы подразделяют на цереброваскулярные (сосудистые заболевания головного мозга) и спиноваскулярные (сосудистые за­ болевания спинного мозга) заболевания.

Сосудистые заболевания головного мозга включают как острые, так и хронические нарушения мозгового кровообращения. К острым нарушениям мозгового кровообращения относят, в основном, пре­ ходящие нарушения мозгового кровообращения, ишемический и

Глава 1. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга

геморрагический инсульты. В качестве вариантов острого нарушения мозгового кровообращения рассматривают также острую гипертони­ ческую энцефалопатию и тромбоз мозговых вен и венозных синусов. К хроническим нарушениям мозгового кровообращения относится хроническая сосудистая мозговая недостаточность (дисциркуляторная энцефалопатия).

Преходящие нарушения мозгового кровообращения, инсуль­ ты, дисциркуляторная энцефалопатия, сосудистая миелопатия по сути представляют собой к л и н и ч е с к и е с и н д р о м ы , причи­ ной которых могут быть различные заболевания, вызывающие патологию церебральных или прецеребральных сосудов, обра­ зование эмболов, направляющихся в систему мозгового крово­ о б р а щ е н и я , и з м е н е н и е свертываемости крови . Тем не менее п р и формулировании диагноза сосудистого заболевания голов­ ного или спинного мозга, в соответствии с рекомендациям Н И И неврологии РАМН, на первое место принято выносить наимено­ вание нарушения церебрального (спинального) кровообращения с указанием его характера и лишь затем указывать его этиологиче­ ский фактор — заболевание, осложнением которого является нару­ шение мозгового кровообращения. Развернутый диагноз включает также указание пораженного сосудистого бассейна и (или) пора­ женной мозговой структуры и связанного с ними клинического симптомокомплекса.

Этот же принцип формулирования диагноза заложен и в МКБ-10. В рубриках 160—167 («Цереброваскулярные заболевания») приве­ ден перечень сосудистых болезней головного мозга, которые сле­ дует рассматривать как основное заболевание. К ним следует доба­ вить преходящие нарушения мозгового кровообращения, которые кодируются в рубрике G45 («Преходящие транзиторные церебраль­ ные ишемические приступы [атаки] и родственные синдромы»). Только в тех случаях, когда сосудистое поражение мозга является осложнением заболевания, кодирующегося в других рубриках, цереброваскулярная патология указывается как осложнение основно­ го заболевания и обозначается дополнительным кодом из рубрики 168* («Поражения сосудов мозга при болезнях, классифицируемых в других рубриках»).

Заболевания, вызывающие нарушения мозгового кровообраще­ ния, приведены в табл. 1.1.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector